Примерное время чтения: 9 минут
823

ЕГЭ – не Яга. Учитель года о плюсах и минусах единого госэкзамена

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. «АиФ-Камчатка» 12/04/2016
«Я и сам могу урок сорвать».
«Я и сам могу урок сорвать». / Татьяна Боева / АиФ

Он не любит ставить двойки — делает это, если ученик со светлой головой откровенно ленится выполнять задания. Ещё считает, что отупить можно кого угодно и не обязательно с помощью единого госэкзамена.

Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года-2016», преподаватель словесности Андрей Крылов из петропавловской школы № 26 с детства завидовал тем, у кого есть братья и сёстры, поэтому с удовольствием возился с малышами. Мечтал стать детским врачом, но в итоге его призванием стала педагогика.

Публичное дело

О встрече мы договорились по телефону. Поразила мгновенная готовность собеседника пригласить незнакомого человека к себе на урок. Но, оказавшись в классе раньше учителя, я поняла, что детям к гостям не привыкать. А после, сама того не замечая, с головой окунулась вместе с девятиклассниками в атмосферу творчества, ломая голову над стилистикой предложений, эпитетами и метафорами.

После урока мы задержались в опустевшем классе.

Татьяна Боева, kamchatka.aif: Андрей Анатольевич, судя по тому, как легко вы меня пригласили, открытые уроки давать не боитесь?

Андрей Крылов: Нет! Я изначально выбрал публичную профессию. И коль стою перед детьми и несу ответственность за каждое произнесённое слово, мне не должно быть стыдно кого-то к себе приглашать. Всегда работаю с открытой дверью, как бы говоря: приходите, смотрите мою работу! А если я её прячу, значит, что-то делаю не так.

Конечно, на открытых уроках, когда кроме 25 подростков сидят ещё 30 взрослых людей, я тоже нервничаю, потому что меня оценивают субъективно. Но, с другой стороны, выслушать все мнения и получить опыт — тоже очень важно.

– Не секрет, что мальчики редко выбирают профессию учителя. А как вы стали педагогом?

– Учителя сделали из меня преподаватели пединститута: Беата Владимировна Бушелева, Галина Григорьевна Кравченко, Людмила Михайловна Пастушенко. У нас была очень сильная педагогическая школа! В ней мне показали, что педагог может внести в этот мир очень много интересного. На кафедре литературы были практически одни блокадницы, которые в своё время окончили Ленинградский университет, сильнейший в СССР! Историческую грамматику, например, преподавала Ольга Тимофеевна Бархатова — про неё легенды ходили, что путёвку в педагогику ей дала сама Надежда Константиновна Крупская. Эти люди полностью отдавали себя преподаванию педагогики, словесности, и нас заставляли так же подходить к этому вопросу.

Педагог может внести в этот мир очень много интересного.
Педагог может внести в этот мир очень много интересного. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

«Учитесь властвовать собою!»

– А своих школьных учителей вспоминаете?

– Да, постоянно! Запишите: Никулина Надежда Николаевна, учитель истории 11-й школы. Она у меня преподавала, когда я учился в 9 классе, и сейчас преподаёт. Когда мне бывает сложно на уроке, вспоминаю и думаю, что бы она сделала. А секрет Надежды Николаевны в том, что она в каждом ребёнке, даже завзятом хулигане, видит личность и уважает её.

– Кстати о хулиганах. С «фигурами речи» боретесь?

– Работаем над этим! Например, если кто-то выражается грубо, решаем на уроке вопрос из ОГЭ: замените просторечное слово стилистически нейтральным синонимом. И считаю до трёх. Не успел — получи двойку. И попробуй у меня потом в кабинете это грубое слово произнести! Это — не наказание, а подготовка к экзамену! Бывает, в 7-м классе дети сами начинают считать: раз, два, три!

А иногда они и не знают, как заменить нецензурное слово таким, которое можно произнести в обществе. Подбираем вместе…

Вы знаете, русская литература — это сплошной психологизм! Вот у меня девятиклассники два месяца назад прочитали «Евгения Онегина». Я спрашиваю на первом уроке: скажите, Онегин — положительный или отрицательный персонаж? Девчонки выразили свою мысль примерно так: «Он — козёл! Татьяна ему написала, а он её послал! Как можно так с девушкой?».

В девятом классе такой уровень разговора — на эмоциях. И я не запрещаю высказываться откровенно, хотя материться запрещено. Но мне хватает пары вопросов, чтобы объяснить девчонкам, что Онегин по отношению к Татьяне — положительный персонаж, и она должна быть ему благодарна! Евгений поступил благородно, сказав ей: «Учитесь властвовать собою! Не всякий вас, как я, поймёт: к беде неопытность ведёт!».

Учитель не запрещает детям высказываться откровенно.
Учитель не запрещает детям высказываться откровенно. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Непременное условие

– Проблем с дисциплиной у вас на уроках не бывает?

– Как не бывает! Я могу и сам урок сорвать.

– ?!

– Попрыгать с детьми, посмеяться. Представьте, приходит седьмой класс на шестой урок, и перед этим у них была физкультура. А тут солнце светит… Конечно, можно накричать, задавить двойками. А можно просто поиграть. Например, кидаю ученику теннисный мячик и одновременно спрашиваю: «Выбегающий — какая часть речи?». Ученик должен быстро ответить: «Причастие!» и кинуть мне мячик назад. Игра — лучше, чем крик, согласитесь. Конечно, на шестом уроке я могу заставить их скрипеть ручками сорок пять минут, но они возненавидят и меня, и русский язык, и ту часть речи, которую мы изучаем!

– Правда, что вы ходите с детьми в театр?

– Да. И в драматический, и в кукольный. Вот сегодня со старшеклассниками обсудил одну экзаменационную тему: настоящее искусство. Перед этим мы сходили на спектакль кукольного театра по Чехову — понравилось всем! Но здесь есть одно непременное условие: учитель не имеет права вести детей в кино или театр, пока сам не посмотрит: и классика можно поставить так, что бывает стыдно…

Возил я детей и в Северную столицу: у нас была программа — литературный Санкт-Петербург. А толчок мне дал один мальчишка, который внимательно рассматривал на уроке слайды Аничкова моста и задавал такие вопросы… Я понял, что дети должны сами увидеть великий город, откуда «выросли» многие литературные герои: двор-колодец, где жил Раскольников, Сенную площадь, на которой Мармеладов попал под лошадь, Чёрную речку, где сошлись на дуэли Дантес и Пушкин…

Ребята воспринимают материал с горящими глазами!
Ребята воспринимают материал с горящими глазами! Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Зато потом на уроках дети воспринимали материал с горящими глазами: это всё имело цвет, смысл, запах! Сейчас девятый класс просится — думаем, куда поехать в следующем году.

Реальные ГОСы

– Многие ругают единые госэкзамены за то, что приходится делать выбор методом тыка, это отупляет…

– Я считаю, что по русскому языку ЕГЭ абсолютно оправдан. Всё зависит от того, как вы учите. А отупить можно кого угодно и не обязательно с помощью ЕГЭ! Я пробовал давать тесты детям, чтобы они отвечали на них именно так, как вы сказали — методом тыка. Угадывали три-четыре вопроса. Это значит — не сдали. Всё равно не угадаешь, если нет знаний! Кроме того, у нас на русском языке есть ещё и творческая работа — сочинение.

В едином госэкзамене по литературе — пять сочинений разного уровня сложности. И как вы натаскаете на пять сочинений? Нереально! Чем хорош ЕГЭ? Тем, что наши провинциальные дети по его результатам могут поступать в московские вузы!

Но я против системы основного государственного экзамена — ОГЭ — в 9 классе, который у нас ввели! Сейчас без его успешной сдачи ученики не могут пойти ни в 10 класс, ни в техникум. Зачем их унижать, не давая возможности достойно окончить основную школу? Дайте им традиционную систему сдачи экзаменов, и пусть они получают рабочую специальность! Будет у них в дальнейшем возможность выучиться — они продолжат, может быть, образование. Но сейчас этого нет! И поэтому я против ОГЭ!

– Вам хватает зарплаты?

– Давайте не будем трогать эту тему! Нельзя профессию учителя ассоциировать с доходом, иначе всё остальное потеряет свою ценность. Если ты работаешь в коммерции — то только для себя и на себя. А здесь — совсем другое дело…

Досье
Андрей Анатольевич КРЫЛОВ. Родился 24 января 1966 г. в Петропавловске-Камчатском. Окончил филфак Камчатского пединститута, Санкт-Петербургский педагогический университет имени Герцена. Женат, трое детей. Дочь окончила школу с золотой медалью, средний сын — с серебряной. Младшему — 6 лет. В прошлом году три выпускника Андрея Крылова набрали на ЕГЭ по русскому языку больше 90 баллов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах