Гарантии, что нам не перекроют поставки овощей, молока и мяса, нет. А ведь Камчатка в этой связи особенно уязвима. Тем более что местные производители, особенно малые фермерские хозяйства, часто находятся на грани выживания.
Синдром правды
Сергей НАЗАРЕНКО своё фермерское хозяйство, собственно, уже закрыл откровенно безжалостным способом — порезал почти два десятка козлят...
– Когда началась перестройка, мы с женой жили в Казахстане, — рассказывает Сергей Алексеевич, — большое хозяйство, два дома. Но Союз уже трещал по швам, и нам предложили переехать в Канаду — там давали квартиру и обеспечивали работой. Мы посидели, подумали. И решили ехать в Россию — я патриот. А жена у меня с Камчатки. В 1995 году обратились в посольство России в Казахстане. Посол сказал: «По международному соглашению с Казахстаном в России вам предоставят квартиру и обеспечат работой». Не знаю, как договаривались Ельцин с Назарбаевым, но на паспорте мне поставили штамп гражданина Российской Федерации.
Взял я двух любимых котов, трёх собак. Поехали на своей машине, в Новосибирске её продали. И полетели на Камчатку. Пришли в миграционную службу, там мне выдали книжку — удостоверение вынужденного переселенца. И сказали: «Покупайте дом или квартиру, потом выдадим вам ссуду беспроцентную, но возвратную!» А квартиру не дали. Поэтому поначалу жили мы у тёщи на Северо-Востоке. Потом выдали ссуду сроком на 10 лет — 1 200 долларов, я их выплатил уже. Купили дом, предназначенный на дрова, в посёлке Лесном, оформили землю — 28 соток. Волокита была — ужас! В том же 1995 году некоторые переселенцы, приехавшие в Петропавловск, уехали назад, в Казахстан, так и не дождавшись жилья. А я не могу молчать — с молодости синдром правды! Вот пусть наши чиновники ответят: почему они не выполняют международный договор? Денег мне, как переселенцу, так и не дали — никакой компенсации за проезд и провоз багажа. Выделили 584 рубля на приобретение одежды для дочери — смех! Такое вот международное соглашение…
В Елизове на бирже труда предложили: «Не хотите по программе самозанятости фермерское хозяйство взять?» Я согласился. Выдали мне 90 тысяч рублей. И начал я разводить хозяйство. Купил коз, стройматериалы, построил сарай. Через год позвонили из Фонда поддержки предпринимательства: «Не хотите грант получить? Но нужно учиться!» Пошёл учиться, на 9 километр, в бизнес-школу. Окончил, получил сертификат. Дали мне перечень документов на грант — всего семь штук. Всё собрал, купил козлят, сено, корма — на 46 тысяч, взял кредит в банке под большие проценты. И вот собрался попечительский совет. Приехали, осмотрели хозяйство и… придрались к оформлению земельного участка: он у меня зарегистрирован под ведение подсобного хозяйства, а надо — под фермерское! Упёрлись. В общем, грант — 300 тысяч — мне не дали. Я так рассчитывал на эти деньги! Залез в долги… Вот так и получилось, что 31 марта я вынужден был дело закрыть. И козлят порезал. Кормить-то всё равно нечем будет!
А ведь козье молоко — гипоаллергенное, лечебное, для детей — самое полезное! Я мог бы в школы и детские сады его поставлять. Но государству нашему, похоже, всё равно. Только провозглашать любят пустые лозунги о поддержке малого бизнеса. А как до дела — лучше не связываться, я убедился на личном опыте.
Теперь у меня — личное подсобное хозяйство. Не надо платить налоги, отчитываться. Но обидно, что у нас своих производителей гнобят! И никто из них государству уже не верит! Нет ни перспективы, ни стимула подняться. А ведь страна погибнет с голоду, если поругаемся с Америкой! Американцы, конечно, наглецы. Но они для своих людей всё делают! А у нас, при нынешней власти, люди никому не нужны. Мне нравится программа Жириновского по развитию сельского хозяйства, и очень хочется, чтобы она прошла согласование в Думе и её утвердило правительство.
Головная боль
– По крайней мере, именно ЛДПР выдвинуло инициативу создания министерства по развитию Дальнего Востока, которая нашла поддержку в правительстве, — горячо вступил в разговор второй фермер, овощевод Александр БЕЛОУСОВ.
Я абсолютно согласен с Владимиром Вольфовичем: земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает! И именно государство должно выкупать земли сельхозназначения и передавать в пользование крестьянину, фермеру с правом выкупа. А не сдавать в аренду, как торговую площадь! Как можно больше доступных кредитов фермерам, дороги, жильё — в общем, государственная программа остро необходима, и ситуацию нужно менять быстро, не ожидая, куда вывезет рыночная стихия!
Александр Владимирович — отец троих сыновей. Он решил заняться фермерством 5 лет назад, чтобы обеспечить семью натуральными продуктами. Сам спортсмен, в прошлом бодибилдер, цену правильному питанию он знает как никто другой. Тем более что один из сыновей — инвалид с задержкой развития.
– Я тоже получил предложение по программе самозанятости. И знаете, что интересно? Оказывается, для начинающих фермеров в министерстве сельского хозяйства есть специальная программа, по которой выделяют полтора миллиона на развитие бизнеса. Но только в том случае, если до этого никаких денег от государства не получал. Но об этой программе не говорят ни в елизовской администрации, ни на бирже труда, ни в Фонде поддержки предпринимательства, ни в самом министерстве. Я везде шёл вслепую, столкнулся с этим лично. Фермер начинающий ничего не знает!
Хотел землю купить — не тут-то было. Свободной земли, как уверяли чиновники, в Елизовском районе просто нет. И искать бессмысленно! Пришлось взять участок в аренду у частного владельца. Построил я теплицу под огурцы и помидоры, отвёл поле под картошку. Хотел вообще многоотраслевое хозяйство сделать, вплоть до фермерского туризма, школьников возить. Но уткнулся в тупик — нет денег. Всё, что получил сначала на бирже, потратил на оформление документов, открытие банковского счёта, регистрацию. А на дело вышло — ноль! Налоги ещё подняли — всё уходит, как в прорву.
Живём мы в арендованной квартире — стоим в очереди на муниципальную, и то люди подсказали, что можно как многодетным квартиру получить. Но это ещё лет пять стоять! А взять программу выделения земли многодетным — там же полный бардак! В тот день, когда приходят документы на землю, среди многодетных начинается настоящая битва: чтобы попасть в этот кабинет, с шести утра нужно очередь занимать! А почему заранее заявление не принять у людей?
Сейчас у меня всё на грани — вплоть до ухода в тень. Отчитаться надо за 300 тысяч, которые вложил, это и держит.
У меня есть реальные предложения, если правительство действительно, а не на словах заинтересовано в развитии фермерских хозяйств. Во-первых, земли сельхозназначения нужно передать непосредственно в ведение министерства сельского хозяйства, чтобы все фермеры обращались сразу туда, а не бегали по пустырям в поисках ничейной земли. Во-вторых, необходимо наладить учёт всех фермерских хозяйств и информировать их обо всех программах поддержки сельхозпроизводителей. Тогда и откаты прекратятся! И, естественно, помощь должна быть адресной. Сделайте семинар для фермеров! Чтобы человек знал, куда идти и к кому обращаться! Кроме того, необходим контроль за каждым обращением фермера, по любой проблеме. Потому что получаешь отписки — до смешного, хотя хочется плакать: «Помощь не дадим, потому что не знаем, чем занимается фермерское хозяйство!»
И ещё у меня вопросы: почему крупным хозяйствам выделяются сотни миллионов рублей и они остаются дотационными? А мелких фермеров не развивают?