Со своего огорода она никогда ничего не продаёт — только дарит. Она очень гордится «Вилюем» — самым крупным в Вилючинске объединением садоводов и огородников. А дачный домик Тамары ЧЕРНЫХ на улице Смородиновой знают все 500 владельцев участков.
Направляясь к Тамаре Ивановне, я ориентировалась по аккуратным табличкам с названиями улиц — Берёзовая, Черёмуховая, Яблоневая, Смородиновая. Пройти мимо её дома было невозможно: через невысокую ограду свешивались с небольшое яблоко величиной оранжево-красные плоды.
– Ничего себе шиповник! — восхитилась я.
– Да это роза морщинистая! — улыбнулась в ответ приветливая моложавая женщина. — А в народе её называют шиповником. Знаете, как цветёт? Аромат — на десятки метров вокруг!
…В «Вилюе» — 33 гектара и 510 участков. Это первое садовое некоммерческое товарищество в Вилючинске, зарегистрированное в 1988 году. Участки тогда выделяли от завода — по пять соток. И не всем подряд, а самым достойным. На отдел Тамары Ивановны из 50 человек дали только пятерым. К тому времени её старший сын уже окончил кораблестроительный институт в Ленинграде, а младший — мореходку. И внучка уже была. Дом сыновья построили сами — из бруса.
Клочок земли
Лето в детстве Тамара проводила в сибирской деревне. И видела, как всё росло, к чему прикоснутся бабушкины и мамины руки: дыни, арбузы, кукуруза, овощи, ягоды, цветы. И когда сама, будучи уже зрелой женщиной, получила клочок собственной земли, у неё появился молодой азарт. Начала выписывать по почте каталоги с семенами и саженцами, и с каждым разом глаза новоиспечённой дачницы разгорались сильнее. Вскоре стали приходить и посылки.
– Но в Москве ведь не понимают, что такое Камчатка. Посылали саженцы простой почтой! Хоть я и специально указывала, что посылки должны быть только авиа. В результате нередко приходили «сухарики», ни на что не годные: многое погибало в дороге. Я ругалась-ругалась с этими фирмами… А потом прекратила у них выписывать. Стала меняться. Сама делюсь — и со мной делятся все знакомые дачники.
…Тамара Ивановна везла семена и саженцы отовсюду, где приходилось бывать. С курорта в Шмаковке — семена клёна, с Владивостока — маньчжурский орех. Древовидный пион — главная диковинка и гордость дачницы — из Тамбова.
— Как-то была я в цветочном магазине в Елизове, и там продавец сказала покупательнице: мол, древовидных пионов у нас нет, они на Камчатке не приживаются. А моему кусту уже 18 лет! Я нашла к нему подход интуитивно. Его не надо выкапывать на зиму, как простые пионы. Под зиму беру ножницы и обрезаю каждый листик отдельно. Потом укутываю лутрасилом, затем — плёнкой. И он живёт и радует меня цветочным урожаем. В этом году было больше пятидесяти бутонов! Диаметр цветка — 25 сантиметров, цвет — лиловый, с тёмно-фиолетовой, почти чёрной серединой. И на этом фоне — огромные жёлтые тычинки. Необыкновенной красоты цветок!
На участке у Черных — настоящий дендрарий. Белой и розовой пеной цветут кустарники спиреи, жёлтыми сполохами трепещет на ветру куст курильского чая — из его солнечных цветов, вобравших в себя энергию светила летом, зимой заваривается прекрасный медовый чай. Пушистый куст чебушника — жасмина — давно отцвёл, но летом благоухал так, что останавливались все прохожие. Разгар его цветения приходится как раз на день рождения внучки Тамары Ивановны, 24 июля, и все гости уходят домой с белыми душистыми букетами. Обламывать ветки хозяйке не жалко, а для жасмина даже полезно: на следующий сезон он становится только гуще. Под окнами двухэтажного уютного домика приютились розово-сиреневые колокольчики вейгелы, чуть поодаль — куст барбариса. На клумбах тоже множество цветов. Мой взгляд привлекли великолепные пушистые оранжевые шары — оказалось, это лютики. Просто они махровые.
Первыми — крокусы
– Я высадила цветы так, чтобы украшали мне участок весь сезон, — говорит Тамара Ивановна. — Первыми зацветают крокусы, когда ещё снег не сошёл. Вслед за ними — примулы японские, мне их сватья подарила. Потом — медуница, нарциссы, купальница оранжевая азиатская, ландыши, белые и розовые. После ландышей по очереди распускаются пионы: сначала древовидный, затем — кавказский, малинового цвета, потом — красный махровый, за ним — бело-розовый и белый. Дальше — жасмин, бадан, розы, ирисы, гладиолусы, лилии, курильский чай. Сейчас цветут хризантемы. У меня есть корейские, тёмно-бордовые и жёлтые, очень крупные. Когда рассаживала их, дала куст соседу, Евгению Михайловичу, и он унёс его на работу в казначейство. Потом звонит и говорит: «Приходите к нам, посмотрите, какое это чудо!» — столько много распустилось цветов. А вот гайлардия — двухлетка, должна вот–вот зацвести, бутоны уже наметились. Очень мощный и солнечный цветок, радует осенью ярким цветом.
…Дицентра, гейхера, ацидантера, хоста, клематис… От витиеватых названий в моей голове образуется лёгкое кружение, но для заядлых дачников эта терминология — цветочки. И мы продолжаем путешествие по участку.
Вилючинская библиотека превратилась в оазис>>>
– А вот фрезия — это цветок невесты. У меня 50 корней пяти разных видов: жёлтая, белая, розовая, голубая и фиолетовая. Однажды я решила подарить своим знакомым на золотую свадьбу букет из фрезий — принесла охапку в цветочный киоск, чтобы оформили красиво. А когда забирала, мне продавщица сказала: «Вы мне настоящий бум устроили: все спрашивают, откуда такой аромат? Цветы благоухают на всю округу, как французские духи!» Но фрезия просто так не вырастет — её нужно подращивать. Сначала дома сею цветы в стаканчики и только потом высаживаю рассаду в грунт, иначе они в условиях камчатского лета зацвести не успеют.
Пока есть силы
– Я живу здесь, пока есть силы. Осматривать хозяйство нужно каждый день. Чуть проморгаешь — гусеницы до веток могут обглодать, в этом году было просто их нашествие! И грядки, и теплица — всё требует внимания. Ягодные кустарники тоже: ирга, калина, облепиха, смородина, малина. Сейчас чёрную малину развожу — привезла из Владивостока. А тладианта как разрослась — просто бушует! Не знаете, что такое? Это маленькие красные огурчики. Их можно и свежими есть, и мариновать.
…10 лет Тамара Ивановна была председателем «Вилюя» и ушла с ответственного поста только после того, как, по её словам, выполнила «программу–максимум». Энергичная женщина добилась в налоговой инспекции юридического статуса дачного общества. Пришлось обращаться даже в арбитраж и ездить на судебное заседание в Хабаровск. В итоге СНТ «Вилюй» сегодня существует в полном соответствии с законом, и все участки здесь приватизированы.
– Теперь мы — в правовом поле. Почему именно я этим занималась? По образованию я экономист, работала много лет начальником финансового отдела завода, поневоле приходилось сталкиваться с многими нормативными документами и юридическими проблемами. Так что отстоять нас, кроме меня, было некому.
«Ленивая» заготовка от Тамары Черных
«Очень просто сделать солёные «бочковые» огурцы в банках. Надо уложить вымытые огурцы, добавить пряные травы и любисток — макушку листа, он придаёт аромат. Развести в холодной воде две столовые ложки соли и вылить в банку. Накрыть крышкой и оставить на три дня. Затем снять образовавшуюся пену, вылить рассол в кастрюлю и прокипятить. Залить кипятком огурцы в банках так, чтобы рассол был под самый край (можно добавить кипячёной воды) и закатать. Банки перевернуть дном вверх и накрыть тканью, чтобы медленно остывали. Не добавляю в эту закатку ни лаврушки, ни перца. Получаются приятные пряные огурчики, которые можно использовать для приготовления любых салатов».
ДОСЬЕ
Тамара Ивановна ЧЕРНЫХ родилась 13 мая 1938 г. на Алтае. Окончила Иркутский экономический институт. На Камчатку приехала с мужем — по вызову на судоремонтный завод в Вилючинске — 21 сентября 1963 г. Трудовой стаж — более 40 лет.
Ветеран труда, награждена медалью «За доблестный труд». В настоящее время — бухгалтер Вилючинского союза пенсионеров на общественных началах.
Вдова. Двое сыновей, одна внучка и одна правнучка.