Наверняка, каждому из нас знакомо чувство, когда нестерпимо хочется высказаться перед всем миром: по хорошей русской традиции пожаловаться на судьбу, хвастануть радостным событием, донести до широкой общественности своё «единственно правильное» мнение…
Полтора года назад двое молодых людей из Петропавловска «подловили» жителей края на этой слабости. Так в популярной социальной сети «Instagram» появилась страничка «Камчасткого репортёра» – самого читаемого паблика региона.
Интересно, что ребята не позиционируют своё детище как СМИ, хотя таким широким охватом аудитории – около 150-200 тысяч человек, могут похвастаться далеко не все крупные федеральные средства массовой информации. Какую журналистику сегодня можно назвать «качественной» рассказывает главный редактор «Камчатского репортёра» Максим Артемьев.
Все довольны
Создатель самого читаемого паблика полуострова до недавних пор мало был связан с журналистикой: родители Максима всю жизнь работают в авиации, и он с удовольствием пошёл по их стопам. «Камчатский репортёр» же, и несколько других медийных проектов, молодой человек называет «любимым хобби, приносящим доход».
А ведь начинали ребята ещё на заре развития маркетинга в социальных сетях, именуемом сегодня модной аббревиатурой SMM. В 2012 году Максим с приятелем стал заниматься массовой рассылкой рекламной информации посредством смс-сообщений, но всё закончилось в тот момент, когда операторы мобильной связи подняли стоимость услуг. Молодым людям пришлось «уйти» в бесплатный мессенджер WhatsApp, однако, и здесь предприимчивых ребят ждали технические сложности:
– На тот момент мы уже обладали увесистой базой мобильных телефонов жителей края, а в WhatsApp установлены технические ограничения на количество контактов, получающих какую-либо массовую рассылку, - рассказывает Максим Артемьев. – Чтобы существенно упростить себе жизнь, мы написали письмо разработчикам приложения в Калифорнию с просьбой снять для нас эти ограничения. Рассказали, что край у нас сейсмоопасный, отдалённый, и, в случае чего, информация должна быть донесена до каждого жителя полуострова. Удивительно, но они пошли нам навстречу.
Затем встал другой вопрос: «Какой должна быть информация в рассылке, чтобы она была интересна максимальному количеству людей?». Рассылали последние новости, курсы валют, мониторили ситуацию на дорогах и предупреждали о надвигающихся циклонах. И знаете, дело пошло. Наша аудитория в мессенджере росла буквально на глазах, один за другим стали сыпаться предложения о рекламном сотрудничестве. Сейчас около 35 тыс. человек подписаны на нашу рассылку в WhatsApp.
– Получается, что вы не сами создаёте контент, а «дёргаете» его из других источников?
– И я вам могу сказать, что эти «другие источники» нам только благодарны. Мы обеспечиваем им количество просмотров – за дополнительной информацией на сайты информационных агентств переходят наши подписчики. Это взаимовыгодное сотрудничество: им есть, что рассказать, нам есть, кому это рассказать. Вроде все довольны. На словах это кажется простым, но на самом начале нам пришлось пораскинуть мозгами. Сегодня к нам обращаются с просьбами о рассылке информации, в том числе и в другие регионы нашей страны. Это ещё один альтернативный вид заработка.
Что вижу – то даю
– И всё же площадку вы поменяли – из популярного мессенджера ушли в Instagram. Почему?
– Можно назвать это новым витком развития. Когда популярность в WhatsApp стала чуть спадать, мы задумались над тем, что делать дальше: создать информационный портал и снова привлекать на него людей, или не изобретать велосипед и уйти в соцсети. Так появился «Камчатский репортёр». Но платить зарплату журналистам было не из чего, поэтому мы сделали «журналистами» самих жителей края. Сначала модераторы перечисляли небольшое финансовое вознаграждению автору каждого опубликованного поста, теперь же платим только за позитивный контент: красивые фото, интересные впечатления, захватывающие истории.
– Но при этом страница «Камчатского репортёра» просто завалена фотографиями неубранных помоек и крепкими словцами в адрес местных властей…
– Это присылают люди. Мы даём им возможность высказаться и, думаю, именно поэтому «Камчатский репортёр» так популярен. Создана площадка для живого диалога – вы только почитайте, какие словесные баталии случаются под некоторыми постами. Пользователи соглашаются друг с другом, или, наоборот, спорят. Делятся мыслями и высказывают предположения. Радует, что жители Камчатки делают это аргументировано, без перехода на личности. Не все, конечно, но многие.
- Не кажется ли вам, что это те самые «диванные критики», которые фотографируют лёд и снег во дворе, но сами за лопату и лом никогда не возьмутся?
- Доля истины в ваших словах есть. В Интернет-пространстве за бесфамильными никами каждый второй – храбрец, а вот нести ответственность за своим слова в реальной жизни готовы не все. Но людям нужно давать возможность выпускать пар хотя бы в Интернете, иначе они придут со своим накопившимся негативом в реальную жизнь. Не уверен, что это хорошо. И также я не уверен, что всякая критика, даже в наш адрес, плоха и неконструктивна. Поэтому мы публикуем почти всё.
- Как же тогда проверяете достоверность публикуемой информации? Сами знаете, сейчас эпоха фейковых новостей, и даже вы можете попасться на эту удочку.
- Обязательно указываем авторство под постом. Если по каким-то причинам человек просит конфиденциальности, то идём ему навстречу, но, в случае, общественного или иного резонанса, называем источник информации. Это обговаривается заранее, все переписки сохраняются. Бывали у нас случаи, когда после публикации материала к нам приходили запросы из МВД, ФСБ, органов прокуратуры с целью дальнейшего разбирательства в сложившейся ситуации. То есть, реакция государственных органов и силовых ведомств на наши публикации есть, значит, нужно продолжать этим заниматься.
Только правда
– И при этом, Закон о СМИ «Камчатскому репортёру» не писан?
- Каким вы видите «Камчатский репортёр» через год?
- Я думаю, что у нас ещё будет пиковая нагрузка во время подготовки и проведения выборов Президента РФ, а потом придётся искать новые формы работы с аудиторией. Считаю, что «завлекать» народ нужно качественным контентом, стремиться показать весь калейдоскоп событий. Пусть люди сами выбирают, что читать и что обсуждать. Скорее всего, на станице «Камчатского репортёра» будут появляться какие-то профессиональные видеоматериалы: мы начнём выходить на улицу, проводить опросы, снимать сюжеты.
В принципе, меня устраивает узнаваемость нашего паблика: сейчас количество подписчиков перевалило за 60 тысяч, но охват аудитории в 2-2,5 раза больше. Нашу информацию публикуют многие федеральные СМИ, и даже зарубежные медиа за нами «подглядывают». В Instagram интересная информация разлетается по всему миру за считанные минуты, поэтому, чем больше значимого и полезного будем публиковать – тем больше людей придут на нашу страницу.
- Тираж у «АиФ-Камчатка» самый высокий из всех печатных камчатских СМИ – 6 тысяч экземпляров. На «Камчатский репортёр» подписаны 60 тысяч. Это означает смерть профессиональной журналистики?
- Традиционные СМИ будут проигрывать блогам и блогерам, если они будут продолжать подавать аудитории информацию, «упакованную под ключ»: с готовыми мнениями, предположениями, выводами. Мы же даём возможность человеку думать и рассуждать, это делает нас привлекательными. Да, наши репортёры – это не профессионалы: они не учились пять лет на журфаке, и большинство из них никогда не работали в СМИ. Но, по-моему, то, что они говорят важнее выверенных деепричастных оборотов и замудрённых стилистических конструкций.