Семидесятилетие Петропавловской судоверфи - событие далеко не заводского масштаба. Этот юбилей, что называется, свой и для города, и для всей Камчатки. Дело в том, что ввод предприятия в строй дал невиданный толчок на полуострове жилищному строительству, энергетике, профессиональному образованию, медицине и другим сферам. По сути, именно коллектив ПСРВ в значительной степени облагородил непростую камчатскую действительность, внеся в нее и высокие житейские стандарты, и надежды на лучшее завтра. В этом смысле его трудовая биография, его жизнь - ярчайший пример удавшейся судьбы. Мы от души поздравляем заводчан с предстоящим юбилеем и желаем им новых производственных взлетов.
В преддверии семидесятилетия ПСРВ нам довелось встретиться с четырьмя его директорами, которые в самые сложные годы возглавляли это предприятие, и попросили поделиться своими воспоминаниями. Ниже публикуем их заметки.
И в трудные годы мы были оптимистами
В длинном списке директоров, в разные годы работавших на ПСРВ, Альберт Усов занимает особое место. На предприятие он прибыл в 1975 г. уже сформировавшимся руководителем.
Поначалу был заместителем у Анатолия Потылицына - самого успешного гендиректора верфи. Потом была работа в ином качестве. Но когда предприятие попало в полосу экономической "турбулентности", и остро встал вопрос быть или не быть ему - коллектив вспомнил об Альберте Ивановиче и пригласил его в свои руководители. Случилось это в июне 1993 года. О том непростом времени и идёт разговор ниже.
- Семидесятилетие ПСРВ - это, конечно же, важное событие для её коллектива, для всех камчатцев. Судоверфь ведь - не простое предприятие. С его возведением у жителей города, да и всего полуострова началась совершенно иная жизнь. Но всё изменилось в годы приснопамятной перестройки.
Отмечая этот факт, я имею ввиду и Петропавловскую судоверфь. В силу своей отдалённости от экономических центров страны она особенно чувствительна к тому раздраю, который опутал её. Не секрет, начиная с банальных гаечек-болтиков, шурупов и вплоть до труб, агрегатов - нам всё приходится завозить с "большой" земли. Потому для нас очень важно, чтобы в государ-стве была стабильность, чтобы цены не прыгали в бешеной пляске. Но, увы, перестроечное время как раз и запомнилось большинству из нас тем, что возобладал именно второй вариант. ПСРВ, как и тысячи других предприятий России, оказалась на грани выживания.
Однако я несколько отошёл от основной нити повествования. Так вот, здесь впору задаться вопросом: благодаря кому нам удалось преодолеть эту, по сути, катастрофическую ситуацию? Отвечаю, как на духу, - благодаря нашим замечательным людям, их духовной закалке и трудовому энтузиазму. Это абсолютно не преувеличение и не эдакий предъюбилейный реверанс в сторону тех, с кем мне пришлось не один год трудиться. Посудите сами: в цехах холодно - предприятие то и дело отключают от тепла и света, зарплата выдаётся от случаю к случаю, а они работают, получая за это продуктами из заводской лавки. Тогда царствовал всесильный бартер, который и позволил нам какое-то время выстоять. Эту передышку мы постарались использовать в основном для того, чтобы, опираясь на трезвый анализ, на экономические расчёты, составить план выхода из прорыва, направив его острие на предоставление разумной автономии цехам предприятия.
Да, это был риск, причём, немалый, но он, к счастью, соседствовал и с надеждой, что благодаря подобному решению нам удастся преодолеть кризис. Забегая вперёд, скажу: мы не ошиблись ни в расчётах, ни в надеждах. Очень скоро с самой лучшей стороны заявили о себе такие цеха, как корпусный - начальник Геннадий Нестеренко, трубопроводный - начальник Вячеслав Назаров, доковое производство - начальник Виктор Сироменко и другие. Из других, пожалуй, надо выделить заготовительное производство, объединившее в себе цеха литейный, кузнечный и механический участок. Кстати, руководил им замечательный специалист и прекрасный человек Геннадий Соколов. Его, к сожалению, уже нет с нами. Со временем на наши доводы откликнулись и такие руководители рыбодобывающих компаний, как Валерий Топчий, Виктор Потапенко, Александр Абрамов, Юрий Диденко, что не только улучшило экономические показатели предприятия, но и прибавило нам оптимизма. Наконец я смог осуществить свою мечту: завершить компьютеризацию служб главного бухгалтера и главного экономиста, в чём мне здорово помогли их ведущие специалисты - Вера Евдокименко и Сергей Субботин.
Сегодня, оглядываясь назад, я хочу отметить: мы ни разу не прибегали к упрощённым схемам, не меняли одну неработающую экономическую модель на другую, а настойчиво создавали предпосылки для финансового роста. Сознательная ориентация на этот путь, как правило, давала положительные результаты. Когда в 1997 г. я передавал бразды правления в руки Анатолия Старовойтова, ПСРВ уже дышала полной грудью.
В заключение позвольте мне, уважаемые работники судоверфи, дорогие наши ветераны, поздравить вас с наступающим юбилеем предприятия. Искренне желаю вам на года: здоровья, радости, благополучия. Живите долго, будьте счастливы всегда!
Альберт Усов, член Совета директоров ПСРВ
Еще повоюем...
Считай, большая часть жизни Юрия Гриня связана с ПСРВ. Сюда он поступил в 1969 г., отслужив срочную в Ракетных войсках стратегического назначения и, по сути, прошел все ступени должностного становления.
Тут он встретил свою будущую жену, с которой вырастил двоих дочерей и сына. Кстати, сына он не спрятал от службы в армии, хотя у того уже был академический диплом. Генеральным директором верфи Юрий Николаевич стал в 2001 году. Тому очень непростому времени и посвящены его заметки.
- Наверное, читатель ждет, что я стану "загружать" его причитаниями о том, как нам плохо жилось в те годы. Извините, но я не буду этого делать. И вовсе не потому, что нас обошли стороной перестроечные грозы: весь тот негатив, который они несли с собой, мы испытали по полной схеме. Дело здесь в другом: просто я всецело одобряю выбор, который сделало общество в 1991 году. К сожалению, нам пришлось заплатить за него непомерную цену, но тут ничего не поделаешь: это в нашей традиции, в нашем характере.
Почему я так категоричен? Не буду касаться истории нашей страны, она всем известна. Но вот мне довелось побывать в Северной Корее, и я словно бы вернулся в горбачевское прошлое. Повсюду - хмурые лица, неброско одетые люди и удручающая пустота в магазинах. Я специально зашел в один, другой, третий - везде хоть шаром покати. Невольно подумалось: не сделай наше государство крена в сторону рынка, нам до сих пор пришлось бы барахтаться в схожих реалиях.
Допускаю, что кое-кто думает по-другому - я не спорю. Да и зачем - сейчас у меня иные мысли, связанные прежде всего с предстоящим семидесятилетием ПСРВ. Большая часть этого временного отрезка прошла на моих глазах. Я хорошо помню, скажем, годы директорства Анатолия Ефремовича Потылицына. Это, пожалуй, самая яркая страница в истории судоверфи. Наше предприятие было одним из лучших не только на Дальнем Востоке. И вы знаете, по каким параметрам? По техническому и научному вооружению, по качеству решаемых задач. Мы, к примеру, одними из первых в стране взялись за ремонт огромных плавбаз польской постройки и очень быстро поставили это дело на должную высоту. Да, на нас работал специальный институт, два профессиональных училища, однако и коллектив не сидел сложа руки. Помню, сам генеральный, его заместители, буквально сутками не выходили за проходную судоверфи. И среди рабочих царил такой трудовой подъем, что, казалось, попроси их свернуть горы - свернут.
Но на мою бытность директором выпала совсем иная ситуация. Из-за неплатежей замерла жизнь в цехах и на причале. Пошли отключения воды, тепла, света. Начались перебои с выдачей зарплаты. По сути, коллектив оказался у края пропасти, и если мы не рухнули в неё, то единственно потому, что брались за любое дело, сулящее хоть какую-то прибыль. К тому же, и я, и мои помощники проявляли чудеса изобретательности, чтобы найти понимание у налоговиков, коммунальных служб, в других инстанциях. Ну а потом, следуя пословице "если гора не идет к Магомету, то Магомет идёт к горе", мы пошли к нашим вчерашним заказчикам и стали приглашать их выполнять судоремонт на ПСРВ. К счастью, откликнулись руководители самых крупных компаний: Валерий Топчий, Валерий Воробьёв, Сергей Барабанов и другие, отчего жизнь на верфи, что называется, затеплилась.
Сегодня, наверное, можно сказать и о том, почему наши рыбаки увлеклись было "забугорным" ремонтом своих судов. Вы думаете, что его там делали лучше, чем у нас? Отнюдь! Просто было время, когда иностранный судоремонтник платил им 10% "зелёных" от общей суммы заказа и многие попались на эту удочку. Что касается качества судоремонта, то тут не всё однозначно. Да, корпусные работы в Китае выполняли неплохо, но это потому, что там "повесят" на борт сотню рабочих и те чистят его до блеска. А вот что касается восстановления дизелей, лебёдок, других механизмов, то в этих вопросах мы на голову выше иностранных конкурентов. И рыбаки поняли это. К тому же у нас сохранились уникальные производства: литейный и кузнечный цеха, цех резиново-технических изделий, что позволяет нам делать своё дело качественно и в приемлемые сроки.
В преддверии семидесятилетнего юбилея ПСРВ я хочу искренне поблагодарить всех тех, с кем мне довелось трудиться. Что бы там ни говорили, а славу предприятию, причем славу всероссийского масштаба, принесли эти люди. Имена некоторых из них, например, знаменитых в прошлом бригадиров Евгения Кабзистова, Михаила Аксёнова, многочисленной семьи Николая Пронькина - да разве всех назовёшь - вписаны в историю ПСРВ. Встречаясь с председателем Совета ветеранов судоверфи Николаем Сергеевичем Чижко, я часто вспоминаю их добрым словом. Кстати, и в прошлом, и сейчас предприятие всячески поддерживает своих ветеранов, в том числе и в материальном плане. От души желаю вам, дорогие друзья, крепкого здоровья на долгие годы. Пусть полнится ваш дом любовью, счастьем и добром. Убеждён: нас ещё рано списывать со счетов, мы ещё повоюем...
Юрий Гринь, член Совета директоров ПСРВ
Сохранили предприятие как единое целое
Виктор Иванников возглавлял Петропавлов-скую судоверфь без малого два года: с декабря 2003 г. по ноябрь 2005 г. Как руководитель предприятия, он - абсолютно новое явление в камчатской экономике.
Дело в том, что ему никогда не доводилось заниматься чистым производством. Его страстью была наука, где он поднялся до директора специализированного института. И кто знает, как повернулась бы его дальнейшая жизнь, не случись перестройка. К сожалению, именно она сыграла роковую роль в судьбе института, посадив его на мель. Виктору Борисовичу не оставалось ничего иного, как уйти в бизнес, где он, кстати, тоже преуспел. В должность гендиректора ПСРВ Иванников вступил с солидным рыночным багажом.
- Сегодня, в канун 70-летия Петропавловской судоверфи, я хочу посмотреть на её будни совсем неюбилейными глазами. Рождённая на волне экономического и социального подъёма, она испытала все те радости и огорчения, которыми жил советский народ. Судьбе было угодно, чтобы несколько штрихов в её замечательную историю вписал и я.
Что было моим главным принципом, когда я встал у руля предприятия? Спокойная и взвешенная работа. Хотя начинать пришлось не с простых вещей: с оптимизации управленческой вертикали. Впрочем, не только её. То есть от меня требовалось убрать все те звенья, без которых не то что можно было обойтись, а которые можно было совместить с другими. Спасибо людям - они поняли ключевой момент моих действий. Поняли и поддержали. Так, с одной стороны, было соблюдено социальное равновесие в коллективе. А с другой - в нём окрепло понимание, что новая команда управленцев не на словах, а на деле стремится оздоровить обстановку на предприятии.
А оздоравливать, или как нынче модно говорить - санировать, было что. Достаточно сказать, что десять глубоко кризисных лет не прошли даром и для российской экономики в целом, и для нашего предприятия в частности. Самым удручающим было то, что от нас ушли серьёзные заказчики, отчего некогда солидный заводской портфель заказов пришёл в состояние тоненькой папочки. У нас начался финансовый голод со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если на выдачу зарплаты персонала, правда, с задержками, у нас ещё хватало силёнок, то на оплату налогов - уже нет, на расчёты с энергетиками - тоже нет и т.д. и т.п. Естественно, что те и другие объявили нам войну: на предприятии начались отключения тепла и света, к нам зачастили судебные исполнители. Чтобы выстоять и не утонуть в водовороте экономического хаоса, нам пришлось топить "буржуйки". А вскоре наша команда вплотную занялась реструктуризацией производства: работой очень ответственной и кропотливой. Скажем, транспортному цеху мы дали статус самостоятельного предприятия, благословив его на свободное плавание в рыночном море. И, кстати, очень даже не ошиблись, что пошли на такой шаг: наши транспортники, грамотно использовав все факторы, работающие на стабилизацию производства, на его экономический рост, делом доказали, что могут успешно решать любые рыночные ребусы. И не только они, но, к примеру, и работники заводского причала. При нашем активном содействии, даже опеке они смело отказались от неработающей экономической модели и взяли за основу рыночную философию. Конечно, далеко не сразу им удалось выйти на путь перспективных направлений, да и никто не ставил перед ними такой задачи. Но со временем, генерировав весь позитив, наработанный ими же самими, они в корне изменили экономическую ситуацию на причале, закрепив за ним репутацию конкурентоспособного предприятия. Вот уже несколько лет подряд оно следует не в фарватере стихийных процессов, а сориентировано на прибыльную работу, на улучшение жизни коллектива.
Отдаю себе отчёт в том, что приведённые мною примеры не самые броские, не самые яркие, но не надо забывать, что подниматься нам приходилось от застоя, стагнации, от мрака запустения. Да, нас преследовали и ошибки, прежде всего из-за системных рисков, тем не менее мы неуклонно следовали политике наших экономических приоритетов. В конце концов случилось то, чего мы давно ожидали: в нас поверил серьёзный заказчик, прежде всего такая мощная рыбодобывающая компания, как "Океанрыбфлот". Первое его судно, БАТМ 1288-го проекта, мы отремонтировали, что называется, на одном дыхании, а вот с последующим заказом, прямо скажу, опростоволосились: превратили его в эдакое подобие долгостроя. Вот где впервые за всю историю ПСРВ мы остро ощутили нехватку квалифицированных кадров, из-за отсутствия которых и случился сбой. Но в дальнейшем мы всё-таки начали набирать высоту.
Когда я уходил с верфи, это уже был принципиально иной коллектив: слаженный, дееспособный, с боевым рабочим настроем. Именно благодаря ему, коллективу, нам удалось сохранить ПСРВ как единое предприятие, не допустив его распада на удельные княжества-холдинги. Сегодня он демонстрирует такой подъём и такой потенциал, о которых, пожалуй, и сам не подозревал. Как председатель Совета директоров, я искренне рад этому обстоятельству. Позвольте мне, дорогие коллеги, дорогие наши ветераны, уважаемые жители всей Камчатки, поздравить вас с большим и очень близким каждому из нас юбилеем - семидесятилетием Петропавловской судоремонтной верфи. Искренне желаю вам крепкого здоровья, семейного счастья и финансового благополучия. Нисколько не сомневаюсь, что уже в ближайшей перспективе судоремонтники верфи выйдут на новые рубежи и делом докажут, что нет им равных в нашем регионе. Дерзайте и впредь, друзья!
Виктор Иванников, председатель Совета директоров ПСРВ
Расширяем взаимовыгодное сотрудничество
Он удивительно молод и энергичен - нынешний директор ПСРВ. По словам его коллег, он не любит длинных речей, шумных разносов, потому как придерживается иного принципа: принципа действия, принципа поиска рыночных точек опоры.
Когда-то здесь директором был его отец - Альберт Усов, что дает ему основание шутить: дескать, на верфи я с двух лет. Однако на капитанский мостик предприятия Алексей Усов поднялся лишь в мае нынешнего года. Конечно, его стаж как топ-менеджера пока невелик. Но у него есть опыт работы в бизнесе, банковском деле, что здорово помогает ему вести потрепанный перестроечными ветрами корабль под названием "ПСРВ" к успеху. Вот его рассуждения:
- Семидесятилетие верфи - это очень волнующее событие в жизни коллектива. Финансовое состояние предприятия не позволяет отпраздновать юбилей с большим размахом, хотя хотелось бы - ведь эта дата имеет значение для каждого судоремонтника, да и для каждого камчадала. По устоявшейся традиции, праздновать мы будем в нашем "родном" Доме культуры СРВ. Среди приглашенных, в первую очередь, мы ждем наших ветеранов - на мой взгляд, этот праздник, прежде всего, для них. Конечно же, будут гости из областных и городских органов власти, руководители рыбных компаний - наши основные заказчики и партнеры. И, конечно, коллектив предприятия - все, кто сейчас работает на судоверфи, кто пережил вместе с заводом последние 15 лет - самый сложный период в истории судоверфи - достоин этого праздника, поздравительных слов, подарков и грамот от нашего министерства и органов городской и областной власти, которые будут произнесены и вручены на вечере.
Наш коллектив с честью и достоинством прошёл через перестройку, инфляцию, дефолт и все, что с этим связано. Причём, не просто пережил: мы сохранили активы предприятия, оборудование, технологические схемы, и, разумеется, высококвалифицированные кадры, что позволяет нам, как и раньше, предоставлять заказчикам практически полный цикл судоремонтных услуг.
К счастью для нас, не все, но многие наши крупные рыбные предприятия области так же, как и мы, продолжают работать, обеспечивая нас загрузкой. Причем, с каждым годом все больше и больше рыболовецких компаний делают выбор в пользу ремонта на отечественных судоремонтных предприятиях, и, в частности, на нашем заводе. Нашими основными заказчиками являются - ОАО "Океанрыбфлот", ЗАО "Акрос", Озерновский РКЗ-55, Тымлатский рыбокомбинат, Октябрьский РКЗ. Также мы достаточно серьезно работаем с пограничниками - силами СВПУ ФСБ России.
Со своей стороны, мы также стараемся подходить к каждому заказчику индивидуально, принимая во внимание его требования и пожелания. В том числе, и благодаря этому мы можем уже сегодня говорить о том, что портфель заказов на следующий год сформирован на 50-60 процентов, что является серьезной предпосылкой для экономического роста предприятия.
Так же мы стараемся работать и по другим направлениям. Нам удалось получить неплохой заказ на изготовление труб от толмачевских гидростроителей, для городской администрации мы выполнили заказ на изготовление дет-ских площадок. Планируем получить подобные заказы и на следующий год. Все это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
Главным итогом, с которым мы подошли к нашему юбилею, является то, что мы доказали себе и окружающим: Петропавловская судоверфь имеет право на достойное существование в новых экономических условиях в новом веке и по праву занимает одно из главных мест в экономике Камчатки.
А теперь, пожалуй, главное: позвольте мне, дорогие судоремонтники, наши ветераны, партнеры, наши уважаемые земляки, с чувством искреннего уважения и сердечности поздравить вас с семидесятилетием ПСРВ. Пусть этот замечательный юбилей принесет вам все самое лучшее, чем прекрасна жизнь: любовь, счастье и житейское благополучие. Доброго здоровья вам и вашим близким.
Алексей Усов, генеральный директор ПСРВ