aif.ru counter
872

Обученные воины. Что в крови у казака?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ-Камчатка» 13/12/2016
В казачьих станицах детей обучают кулачному бою, песням и танцам.
В казачьих станицах детей обучают кулачному бою, песням и танцам. © / Из личного архива

На Камчатке прошёл фестиваль казачьей культуры, посвящённый 25-летию возрождения казачества в крае и 100-летию Камчатской православной епархии.

Накануне памятной даты корреспондент «АиФ-Камчатка» встретился с атаманом Северо-Восточного союза казаков Отдельного Северо-Восточного казачьего округа Николаем Бянкиным.

Передовой отряд

Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Николай Васильевич, кто такие казаки?

Николай Бянкин: Казак всегда был, есть и будет воином. А казаки — это передовой отряд русского народа.

– Какова история вашего казачьего рода?

– Я — потомственный казак. Бабушки рассказывали: в Забайкалье, в первом Нерчинском полку, служили мои деды и прадеды. А род наш начинался из станицы Бянкиной, за рекой Шилкой, недалеко от Нерчинска. В краеведческом музее в Нерчинске есть сказание о казаке Бянке, фамилия моя оттуда и произошла. По тунгусски «бянка» — одуванчик. В Забайкалье — целые поля одуванчиков. Скосишь их, а наутро всё поле снова жёлтое. Вывести их невозможно! Как и казаков. Недаром поговорка такая есть: «Казачьему роду нема переводу».

В этом музее есть данные и о моём деде, и об отце. Дед погиб на войне, и отец, потомственный казак, тоже воевал снайпером, потом служил в ракетных войсках стратегического назначения. Умер он от рака крови, в результате облучения…

И у меня потребность воевать, видимо, генетическая — не вытравишь. Знаете, есть такое высказывание: мужчина остаётся мужчиной, пока он играет в войну. А я воин с детства! Ведь быть воином — главная задача казака. В казачьих станицах сначала обучали ребёнка кулачному бою, умению стрелять из рогатки, метать камни из пращи, пользуясь поясным ремнём. А также песням и пляскам. Да, не удивляйтесь! Ведь в танцах человек учится владеть своим телом. Деды рассказывали о боевых походах и подвигах предков, и это была система патриотического воспитания, гордости за свой род.

Коренная вера

– Кстати о родстве. В казаки принимают только русских и православных?

– Вовсе нет. Например, у меня по материнской линии — тунгусы и буряты. А по материнской линии жены — ительмены. Потому что казаки брали в жёны местных девушек, когда бывали в походах. Вот кто такие камчадалы? Это камчатские казаки! У нас родство считается по отцу и национальность тоже. На Камчатку казаки пришли в 1697 году с Атласовым в составе воинских отрядов. И сегодня, если поднять эти исторические списки — фамилии атласовских казаков живут до сих пор: их носят ительмены и коряки. Поэтому вопрос национальности у нас не стоит.

Как принимают в казаки
– Спрашиваем: «Веришь ли во Христа?» — говорит камчатский атаман. — Иди, покрестись, причастись, исповедуйся и приходи к нам, пиши заявление и принимай присягу. А жизнь покажет! Бог даёт право выбора, но человек выбирает сам. Обязанности просты. Найти в себе казака и казаком стать. Познакомиться с обычаями и традициями казачества и им следовать. Не сквернословить! Казачество — это здоровый образ жизни. Выпивать не запрещаем, но напиваться нельзя! Цель — служить людям и Родине. Казак — это менталитет. Честь и достоинство. Не прислуживать! Мы — гордые, непокорённые воины. Не терпим унижения и нами нельзя помыкать.

На Камчатку веру кто принёс? Казаки! Атаман и молитву произнесёт, и благословит, и поминальную службу проведёт: священников-то не было раньше — первый священнослужитель пришёл на полуостров только со вторым походом Атласова.

А когда казаки оседали на новой земле, она становилась им родной. Ведь там, где ты пролил кровь и родил детей, — уже твоя родина. Куда я уйду, если у меня здесь внуки? Государство российское в царские времена мудро поступило: за службу наделяло казака землёй в пожизненное пользование. С правом передачи по наследству, но без права продажи. И от земли своей, дома и семьи казак уже никуда не уходил.

– Как обстоят дела с камчатским казачеством сегодня?

– Мы и сегодня входим в правительство на региональном и федеральном уровнях с ходатайством о принятии закона о казачестве. В котором первое — наделить казачье войско государственным статусом, как административно-территориальной единицей. Предать войску в пожизненное пользование землю за службу. И определить виды государственной службы с механизмом их реализации. Всё остальное мы сделаем сами!

Здесь, на Камчатке, пограничный район. И в мирное время — всё мирно. А если война? Казак 25 лет служит, и его шашка всегда наготове. У нас, если звучит команда «Сполох», казак в течение часа должен быть в месте приписки. Мы — владеющие всеми элементами боя обученные воины, у которых за спиной дом с женой, детьми и внуками. И если враг пройдёт, он войдёт в мой дом. Не пущу! Вот в чём сила казачества! В системе казачьих войск, стальном поясе границ России.

Поэтому мы добиваемся, кроме земли, возвращения казачеству статуса войска. И финансовой поддержки. Почему, например, не дать казаку беспроцентную ссуду на обустройство хозяйства на 25 лет? Ведь мы говорим о приграничном народе! Казак — самый надёжный воин в смысле охраны и защиты при внезапном нападении. Мы — не конкуренты армии, а территориальные войска, и на их численность армия может быть уменьшена. При этом мы сами себя и кормим, и поим.

По моему глубокому убеждению, для того, чтобы граница была неприкосновенна, на ней должны проживать казаки, стоять казачьи войска! Посмотрите: в России живут меньше 200 миллионов человек, в Китае — несколько миллиардов, а территория там меньше! Япония перенаселена, Европа тоже. На наш Дальний Восток и Сибирь у всех давно глаза горят! А ведь казак принимает на себя обязательство землю свою, Отечество защищать. Но нам нужна поддержка государства!

Право на выбор

– Расскажите о становлении современного казачества на Камчатке.

– Мы решили возрождать казачье движение и традиции в1989 году. Зарегистрировались как Камчатский отдел Союза сибирских казаков в 1991 году. И стали объезжать районы полуострова, собирать потомков казачьих войск на Камчатке. 4 апреля 1992 собрали первый Большой Круг в Доме офицеров Советской армии. На нём было уже 100 с лишним выборных делегатов со всей Камчатки. Большинством голосов я был избран атаманом. В 90-е годы создали систему охранных казачьих предприятий, лицензированный центр подготовки охранников-телохранителей, ассоциацию казачьих, крестьянских, фермерских хозяйств. Открыли Камчатское казачье училище в Сосновке, на базе СПТУ-10, где учились казачата от 15 до 18 лет. Просуществовало оно три года, но власти выпуск сделать не дали, закрыли — испугались оказачивания Камчатки.

7 декабря 1996 года мы провели Круг и вошли в государственный реестр казачьих обществ РФ. Был создан Отдельный Камчатский казачий округ. Распоряжением Главного управления казачьих войск при Президенте РФ округ был включён в состав Уссурийского казачьего войска.

Сейчас казаков — около полутора тысяч только в Петропавловске. И это — без семей! Основная масса — военнослужащие, сотрудники внутренних войск, моряки, рыбаки. Наше движение расширяется, но развитие сдерживает статус общественной организации и ворох бумаг ненужной отчётности!

– Чем занимаются казаки?

– Занятий много. Работают на своих местах, а свободное время посвящают казачеству. Объединяем потомков казаков, воспитываем подрастающее поколение. Участвуем в охране общественного порядка. Охраняем леса от пожаров — договор есть с лесниками, ведь лесную службу загубили на корню! Проводим совместные рейды с егерями, пограничниками. Всё это бесплатно, разумеется. Готовим молодёжь к службе в вооружённых силах. Я член призывной комиссии. Взаимодействуем с кадетскими корпусами, Суворовским и Нахимовским училищами. В Москве сейчас создан первый казачий университет имени гетмана Разумовского. Даём направление на учёбу.

Но… на сегодняшний день все мы варимся в своём соку, потому что нет механизма реализации существующей нормативно-правовой базы казачества.

Мы хотим быть передовым отрядом великого народа в великой стране. И надеемся, так и будет! Хотя сегодня по-настоящему быть казаком трудно.

Досье
Николай БЯНКИН. Родился 16 мая 1956 г. в селе Бишигино Нерчинского района, в Забайкалье. С 1973 г. весь жизненный путь связан с Камчаткой: окончил морское училище в Петропавловске, 20 лет работал на флоте, офицер запаса ВМФ. С 1989 г. — в казачестве. С апреля 1992 г. — атаман камчатского казачества. Окончил Санкт-Петербургскую государственную инженерно-экономическую академию, Академию государственной службы при Президенте РФ. Женат, трое сыновей, две внучки и внук, все — в казачестве.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах