Минувшая неделя в камчатском драмтеатре завершилась очередной премьерой. После двух месяцев репетиций артисты представили зрителям свой вариант «Женитьбы Фигаро» Бомарше.
Спектакль ставил молодой режиссёр из Воронежа Никита Рак. Он приехал на Камчатку по приглашению два месяца назад, чтобы поставить премьеру ко Дню театра. На «Женитьбу Фигаро» — бессмертное сочинения господина Пьера Огюстена де Бомарше — выбор пал именно потому, что жизнь персонажей очень напоминает, по мнению Рака, жизнь внутри театра. Тот же блеск для зрителей и закулисные интриги, где, как в замкнутом мире, существует большинство актёрских коллективов.
Классика по-камчатски
Режиссёра привлекла также непростая судьба самой комедии. При жизни Бомарше пьесу неоднократно запрещали — в силу её явных революционных аналогий в преддверии свержения французской монархии. «Этот безобидный, на первый взгляд, водевиль на самом деле несёт в себе явный бунтарский подтекст, — говорит Никита Рак. — А Фигаро — это, по сути, прообраз Робеспьера. До его бунта против графа Альмавивы и подобных заевшихся вельмож оставался один шаг».
В роли его невесты — самая экспрессивная актриса камчатской трупы Светлана Дударева («изобретательная влюблённая» в одноимённом камчатском спектакле начала 2000-х). Любопытен их дуэт с графской женой (Екатерина Пивинская), ведущей борьбу за возращение мужней любви. Как и миллионы женщин во всём мире, оказавшихся в подобной ситуации, они «спелись» в естественном желании к простому женскому счастью.
Картины на костюмах
Текст пьесы подсократили. Как считает Никита Рак, в наше время практически нереально удержать внимание зрителей пятичасовым перфоменсом. А именно столько времени заняла бы «Женитьба Фигаро» в дословной трактовке. Камчатский спектакль не претендует на классическую телевариацию Московского театра сатиры 1974 года с Андреем Мироновым. Здесь всё намного проще. Это незамысловатый водевиль с замысловатыми характерами персонажей. Все линии взаимоотношений дают достаточно поводов домыслить мотивации поступков каждого из действующих лиц: будь то похотливая Марселина (Татьяна Дерегузова), игривый юнец Керубино (Павел Колотовкин), расслабленный садовник (Аркадий Хозяйчев) или продажный судья (Андрей Лепеев). Знаменитая увертюра Моцарта из одноимённой оперы, ставшая музыкальным лейтмотивом постановки Московского театра сатиры, задействована в камчатском спектакле всего один раз, и то короткой цитатой. Зато в течение всего спектакля звучит музыка из репертуара Андриано Челентано. Никита Рак считает этого легендарного певца и актёра близким по духу мятежному камердинеру.
В спектакле много перемен в декорациях: гобелены, большие стеклянные стены, скульптуры, беседки и китайские фонарики. Хотя в целом декорации не выглядят претенциозно… В канун революционных событий внешняя роскошь уходит на второй план.