ОНА - одна из театральных легенд Камчатки, актриса нашей "Драмы" и одна из ее прим, стоящая в одном ряду с другими столпами камчатской сцены. Тем не менее она немного чурается излишнего внимания со стороны...
МЫ БУДЕМ говорить с ней и о ней - Майе Соловьевой, заслуженной артистке РСФСР и народной в глазах тех, кто помнит и знает ее по сцене и, конечно, по жизни. Накануне Нового года, 28 декабря, поклонники и друзья отметили 85-летний юбилей несравненной Майи.
- Майя Степановна, для зрителя театр начинается с вешалки, а для вас, заслуженной артистки, с чего?..
- Он начинается от дверей моего дома, как только я выхожу. А еще это переживания за кулисами от ожидания первого выхода на сцену - несмотря на то, что этот спектакль я могла сыграть уже десятки раз. После двух-трех шагов, первых реплик все проходит, но вначале колени подрагивают. Когда я в первый раз играла Шурочку Азарову в пьесе "Давным-давно", это было еще в городе Фрунзе, я рыдала за сценой, боясь выйти под софиты. Сложная и главная роль, много переодеваний, переходов - и тут я... совсем молоденькая. Меня буквально вытолкнули на сцену. И с годами это волнение перед каждым выходом не проходило.
На всю страну
- ВАМ доводилось испытывать сценические неудачи, когда получалось сыграть не так, как задумывалось?
- Наверное... Неудачи бывают, в основном, тогда, когда берут к постановке плохую пьесу. Актеру трудно разобраться в этом сумбуре, и у него в голове начинается смута. Я не скажу, что возникает мысль: "Ах, какой провал!". Но все же неудовлетворенность своей работой, конечно, была... В советские времена и у нас был план - выпустить столько-то спектаклей, а если к социалистическому празднику - тогда хватали все подряд. А гениальных авторов не хватало, вот и шел конвейер.
И все же это было нечасто - наш театр любили во многих городах страны. Бурные премьеры и репертуарные спектакли в Петропавловске и по всему Дальнему Востоку, на которые слетались критики со всего Союза, восторженные отзывы в центральной прессе... А московские гастроли?! Мы собирали полные залы в Малом театре, и на нас зритель ехал даже из Прибалтики.
У нас был очень сильный коллектив, и многие режиссеры из центра считали за честь работать с нами. Некоторые спектакли до сих пор считаются даже лучшими, чем в московских театрах. Взять пьесы "Проснись и пой" и "Самоубийца" Театра сатиры - у нас объективно получилось несравненно интереснее. Так что успехов больше, чем неудач.
- Известна фраза, которую приписывают Фаине Раневской: "Театр - это террариум единомышленников". Для камчатской сцены это справедливо?
- Нет. Если это и проявлялось, то в очень незначительной степени, почти незаметно. Даже когда к нам приезжали критики, смотрели спектакли и как-то вживались в нашу жизнь, то они удивлялись тому, что Камчатский театр - один из немногих, где нет ссор, подсиживаний и скандалов. Конкуренция небольшая, конечно, была между актерами, но только на творческой почве.
- В Петропавловске сейчас только два профессиональных театра - драмы и кукол. Поговаривают, что отношения между их труппами складываются не очень, хотя мастера есть и там, и там. Одни считают, что Шекспир выше Андерсена, другие - что близость к зрителю важнее. Почему так?
- Никогда этого не замечала. Наши актеры вхожи в Театр кукол, и я сама с удовольствием смотрела их спектакли. Актеры кукольного театра тоже ходят к нам - и на спектакли, и на посиделки, мы работаем в совместных капустниках на День театра. Актеры коллективов поддерживают дружбу - ну, естественно, кто с кем, тут уж сердцу не приказать. Скорее, речь идет о конкуренции между руководствами коллективов, но все они достойные, творчески одаренные люди - каждому хочется быть впереди, удивить зрителя.
Скучать не давали
- ВАС в свое время избрали руководителем Камчатского отделения Всероссийского театрального общества (ВТО). Вы согласились. А ведь у вас и так были высокое звание, репертуар, которому можно только завидовать, да и семья на руках... Зачем?
- А это было очень интересно, хотя и хлопотно. Мы устраивали различные творческие встречи, смотры работ молодых режиссеров, актеров - это были значимые события не только для нас, но и для зрителей. Даже отправить "своих" в командировки по обмену творческим опытом в центральные театры страны мы находили возможности. У нас при отделении существовала даже журналистская секция - ее активисты регулярно приходили на наши спектакли, участвовали в театральных событиях и писали о них рецензии.
Так что все эти общественные дела доставляли удовольствие и гордость.
- А при всей вашей загруженности удавалось вспоминать, что вы мама, что на плите должен стоять борщ, а в комнате гудеть пылесос?
- Времени на все хватало. И потом я же была не одна, часть обязанностей - сбегать в магазин и т. д. - ложилась на дочь (Людмила Соловьева - известный камчатский телережиссер. - Ред.).
Как говорят в семье, я готовить умею. В традиции - вареники, пельмени, которые мы все вместе садились лепить, но "коронкой" были тортики. В нашем доме всегда было много гостей. Театральные или просто друзья-приятели, с которыми свел когда-то случай, - никто не уходил голодным, а то и запросто оставались ночевать. Дома нам скучать не давали. Успевала.
Право на отару
- В ВАШЕЙ биографии значится, что вы родились в актерской семье в куйбышевском городке Сорочинск. И вдруг - семья резко уезжает в Среднюю Азию. Что так?
- Стационарных театров в царское время было очень мало, вот и мотались мама и папа по всей России. Даже в Харбине играли в антрепризе. А потом - революция. Судьба распорядилась так, что семья и оказалась впоследствии во Фрунзе (ныне Бишкек. - Ред.). А там, в Киргизии, собрался почти весь цвет театрального сообщества. Таких спектаклей, особенно в военное время, еще надо было поискать.
Война... Я за кулисами была сызмальства. И тут меня случайно попросили почитать текст пьесы и... утвердили на роль. Так профессиональная сцена для меня и началась.
А в начале 50-х началось смутное время, доносы. И Фрунзенский театр остался без хороших режиссеров. Коллектив распался. К тому времени мама уже была заслуженной артисткой, депутатом. У нее по статусу было даже право на собственную отару овец. Их, правда, никто из нас не видел...
...В Киргизии стало делать нечего, и тут пришло приглашение на Дальний Восток. Мы (к тому времени Майя Соловьева была уже замужем за нашим известным актером, ныне покойным Михаилом Штейнбергом. - Ред.) оставили все на попечение бабушки и оказались на Камчатке. Здесь я и стала заслуженной в 33 года.
- Чем сегодня живет заслуженная артистка РСФСР?
- Воспоминаниями о гастролях по Камчатке, о нашем благодарном зрителе. Очень приятно, что до сих пор приходят весточки со стороны от тех, кто бывал на наших спектаклях. Живу семьей. Близким окружением своим. Дочерью, внуком Мишей. Общением с друзьями, музыкой, книгами... Я не скучаю.
А еще мне очень жаль моих "бездомных" коллег - условия, в которых им сегодня приходится работать, невыносимы. Когда они вернутся в родной театр, только порадуюсь.
- Майя Степановна! "АиФ-Камчатка" поздравляет вас с юбилеем, Новым годом и Рождеством! Желаем вам в первую очередь здоровья и... ощутимой толики процветания.
ДОСЬЕ
Майя Соловьева - заслуженная артистка РСФСР. В Камчатском театре драмы и комедии работала с 1954 по 2001 год. Сыграла около 150 ролей. Самой значимой и трудной для себя считает роль Марии Стюарт в спектакле по пьесе Ф. Шиллера. Другие любимые роли: Клея ("Эзоп"), Катерина ("Гроза"), Тугина ("Последняя жертва"), Коллонтай ("Посол Советского Союза"), Эржи ("Проснись и пой"), Вини ("Счастливые дни"). В 2000 г. спектаклем режиссера В. Зверовщикова "Счастливые дни" по пьесе С. Беккета Майя Степановна завершила свою богатую творческую биографию.
Храм для души. Как живёт театр кукол
Все артисты немножко сумасшедшие
За что камчатцы любят свой театр?