Близится срок очередного распределения участков для добычи лососей. Компании, которые пользуются ими сегодня, смогут продолжить на них промысел при выполнении ряда условий. Но цена этой возможности для многих из них может оказаться очень высокой.
Предыстория
Рыболовные участки (РЛУ) на реках, озерах и морском побережье – основа бизнеса многих рыбных компаний России. На таких участках можно добывать ряд ценных водных ресурсов, главный из которых – лосось.
Государство пробовало различные варианты распределения участков. Было время, когда их выдавали компаниям только на год, а решение о том, как распределить места лова, зависело от местных властей. Перед каждой лососёвой путиной в районных администрациях выстраивались очереди предпринимателей, готовых на многое ради получения участка, что создавало благодатную почву для коррупции.
Тогда в лососевом бизнесе множилось число фирм-однодневок, которые грабили рыбные запасы, вели теневую экономику, уходили от налогов. На промысле трудились и добросовестные предприятия, но лишь немногие из них вкладывали деньги в развитие береговой переработки: рискованно инвестировать, когда не знаешь, что ждет тебя через год.
Все изменил 2008-й, когда государство впервые стало наделять добытчиков рыболовными участками (тогда их именовали рыбопромысловыми) на долгосрочный период – 20 лет. Распределялись они по итогам конкурсов, которые проводило Федеральное агентство по рыболовству.
Чтобы победить, конкурсант должен был набрать наибольшее количество баллов по нескольким критериям, главными из которых были суточный выпуск рыбопродукции и количество работников из числа местных жителей. Именно эти два показателя отделяли временщиков от серьёзных компаний, которые, несмотря на риски, развивали береговое производство по переработке рыбы. Да, условия не были справедливыми и продуманными на сто процентов. Например, под переработкой понималась, в том числе, самая примитивная ее форма – морозка. А вот оборудование по засолке рыбы или фаршовая линия почему-то не учитывались. Поэтому ряд добросовестных компаний были отсеяны незаслуженно.
На первые конкурсы 2008 года подали заявки более 200 предприятий. В список победителей попало только 50. В результате последующих конкурсов сформировался пул из порядка ста компаний с промысловой историей, береговой переработкой, солидной репутацией. У них появилась возможность планировать бизнес на 20 лет вперед, а это серьезный стимул беречь рыбные ресурсы, строить новые заводы, создавать новые рабочие места.
С 2008 года местные компании вложили в развитие береговой переработки рыбы миллиарды рублей, построив на Камчатке более 20 заводов, создав более 5,3 тысячи рабочих мест. Если до 2008-го Камчатка перерабатывала на своем берегу только до 30 процентов улова лососей (остальное сдавали для переработки на флот), то сейчас – до 80 процентов, а в отдельных районах промысла – до 100 процентов.
Кроме того, камчатские предприятия наращивали налоговую отдачу, поддерживали рыбацкие села и поселки, ежегодно вкладывали в охрану водоемов от браконьерства до 500 млн рублей, оказывали помощь рыбохозяйственной науке, финансируя работы по мониторингу нерестилищ.
Благодаря долгосрочному распределению РЛУ, в лососевой отрасли надолго воцарились мир и стабильность. Но чем ближе к завершению сроки договоров на участки, тем тревожнее в рыбацком сообществе. Становится все более очевидным, что не все добытчики лососей смогут сохранить свой бизнес в новых условиях.
Что дальше?
Сегодня в Камчатском крае – 950 рыболовных участков. 625 из них (434 морских, 191 речной) предназначены для промышленного рыболовства. Большинство из них были распределены между предприятиями на 20 лет в 2008 году. Однако их судьба будет решаться еще до окончания действия договоров. По сути, она решается уже сейчас.
Первоначальная концепция предполагала продажу всех РЛУ с аукциона. Позже, благодаря позиции рыбацких регионов (в первую очередь Камчатского края), удалось ее изменить. Создана возможность перезаключить договоры на участки для тех добросовестных пользователей, кто выполнил свои обязательства, вложил средства в развитие производства, создает рабочие места. Но, чтобы получить эту возможность, они должны выполнить два важных условия. Во-первых, внести плату за право продолжить работу на рыболовном участке. Во-вторых, взять обязательства по участию в социально-экономическом развитии своих регионов. О каких суммах речь?
Когда шло обсуждение суммы взноса, предлагался такой ее расчет: средняя выплата ставки сбора за водные биоресурсы (это основной «рыбный» налог) за предыдущие 4 года перед заключением договора, умноженная на 20 (то есть, на 20 лет, на которые будет заключен следующий договор). Взносы в региональные бюджеты должны составить от 10 до 20 процентов от этой суммы. Таким образом, ожидалось, что лососевые компании Дальнего Востока выплатят государству 92 млрд рублей.
Однако постановление правительства № 959, которое вступило в силу 1 сентября 2024 года, увеличило эту сумму более чем вдвое. Теперь предполагается, что компании внесут в федеральный и региональные бюджеты около 220 млрд рублей. 160 млрд из них должны будут выплатить добытчики лососей Камчатки. И это еще не окончательный расчет.
Минэкономразвития разместило для общественного обсуждения проект приказа, устанавливающий на 2025 год коэффициент-дефлятор для расчета размера ставок сбора за пользование водными биоресурсами в размере 1,080 (+8% к 2024 году). Коэффициент будет учитываться и при расчете платы за пользование рыболовными участками. По оценке Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, таким образом совокупная финансовая нагрузка для пользователей рыболовных участков, которые посчитают возможным перезаключить договоры на новый срок, увеличится до 240 млрд рублей.
«Даже когда речь шла о сумме вдвое меньшей, мы ожидали негативных последствий. Об этом свидетельствуют исследования Научно-исследовательского финансового института Минфина России, которые проведены по просьбе рыбацкого сообщества. Согласно этим исследованиям, такая плата создавала риск сокращения количества камчатских лососевых предприятий с 97 до 38. При этом совокупный убыток оставшихся предприятий уже в 2025 году составил бы 27 млрд рублей. А теперь представьте, что будет, если взнос за продление договоров умножат на два», – прокомментировал председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын.
Точка еще не поставлена
Если дальнейшие события будут развиваться по худшему сценарию, ряд добытчиков лососей будут вынуждены отказаться от продления договоров на рыболовные участки.
«Большинство предприятий, безусловно, прекратят работу, чтобы не обанкротиться, но некоторые компании, которые сегодня располагают, например, десятком участков, смогут взять в лучшем случае максимум по 1–2 участка, но не факт. В этом случае они будут вынуждены значительно сократить мощность своих заводов и кратно численность работников, продолжив работу в режиме жесткой экономии», – прогнозирует Владимир Галицын.
Участки, договоры на которые не будут продлены, отправятся на аукцион. Очевидно, что первоначальная цена составит ту сумму, которую рыбакам сейчас предлагают заплатить за продление договоров. Найдутся ли желающие купить участки на торгах?
«Мало приобрести участки. Для новичков, желающих зайти в лососевый бизнес, необходимо будет в минимальный срок создать и организовать инфраструктуру промысла – добычу, транспортировку, переработку, хранение и так далее. Поэтому к стоимости участка надо прибавить затраты на все перечисленное, а также на строительство рыбоперерабатывающего завода (по ценам 2024 года небольшой современный завод обходится минимум в 2,5 млрд рублей). При этом строительство заводов занимает от двух лет. Не думаю, что при таких условиях участки будут пользоваться каким-либо спросом даже у действующих компаний», – считает председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки.
Также надо учесть сроки проведения торгов. Чтобы участок выставить на аукцион, должен закончиться договор на этот участок. Срок большинства договоров закончится в конце 2028 года. Значит, аукционы будут проведены в конце 2028 года либо в 2029-м. Если никто участки не купит, надо объявлять повторный аукцион с понижением цены, что может занять годы.
По мнению губернатора Камчатского края Владимира Солодова, точка в обсуждении будущего рыболовных участков еще не поставлена.
«Недавно в рамках правительственного часа в Совете Федерации мы возвращались к этой теме. Должна быть рассрочка платежа, которая позволит распределить его на три года: 10 % – стартовый платеж, остальное делится на три платежа по 30 %. Надо минимизировать риск того, что предприятиям придется привлекать кредиты. При текущей процентной ставке это будет разорительно. Кроме того, считаю необходимым отложить старт процедуры перезаключения договоров на пользование рыболовными участками с 2025 года как минимум на 2026 год, желательно на период после уточнения границ рыболовных участков. Надеюсь, что будет найдено разумное компромиссное решение», – сказал глава региона.
Сергей КОСТРОВ