...Гламурный с розовым оттенком московский воздух. Снующие по аэропорту туда-сюда люди, гости из Средней Азии с метлами, ведрами, тележками... Такая картина открывается каждому, кто прибывает в Первопрестольную. Дорогая моя столица, многонациональная моя страна!
Алибеку Москва не нравится: "Там живут злые люди, они обманывают и мало платят", - сетует он. С Камчаткой уроженцу Узбекистана, иранцу по происхождению, повезло больше.
Впервые Алибек приехал сюда на заработки в 2007 году, вслед за двоюродным братом - в чужой стране легче держаться вместе. Поначалу работал где придется, даже на кладбище памятники устанавливал.
Сейчас он занимается строительством. На зарплату не жалуется - его ежемесячный доход не менее 30 000 рублей. В целом Камчатка Алибеку по душе. Работы здесь предостаточно, люди отзывчивые. И ничего, что лето не такое жаркое, как в Бухаре, зато каждую зиму, хоть ненадолго, он возвращается на свою родину, где тепло и "цветет урюк".
В России его называют то Алексеем, то Александром - настоящее имя настолько длинное, что с первого раза и не выговорить. В Петропавловске он пользуется уважением среди своих земляков, потому что за 4 года сделал головокружительную карьеру от простого строителя до бригадира.
Дома в Узбекистане Алибек имел свой кустарный ювелирный промысел - изготавливал золотые украшения. Как-то он попытался использовать воодушевляющую разницу цен на золото в России и Узбекистане на пятачке возле рынка на КП, но после ряда моральных и физических травм, а также ножевого ранения - оставил эту затею до лучших времен.
Если б я был султан...
У Алибека, по его словам, три жены, но в узбекском паспорте указана одна - самая старшая. Сегодня она живет в Бухаре с его престарелыми родителями, работает по хозяйству и верно ждет супруга, откладывая свою небольшую зарплату парикмахерши к его возвращению. Она будет ждать его столько, сколько потребуется, ведь по местным обычаям мужчине зазорно брать в жены разведенную женщину. Вторая и третья жены - в неофициальном статусе. Ведь брак - дело ответственное, и молодым нужно проверить свои чувства временем. Впрочем, сам Алибек уже давно не юноша, хотя в свои 36 лет еще не стал дедом. Впрочем, его старшей дочери уже 13, она учится в одной из камчатских школ, а в Бухаре ее ждет жених. Договоренность о бракосочетании детей была заключена между родителями много лет назад. Что будет, если девочка вдруг встретит свою любовь в Петропавловске? Этот вопрос вызывает у Алибека недопонимание и усмешку: "Так не бывает!". Ведь подобное соглашение около 35 лет назад заключали родители Алибека и его старшей жены...
Косточки абрикоса
...Крадучись босыми ногами по линолеуму, в комнату входит младшая жена Алибека с кастрюлей плова. И, не поднимая глаз, замирает в ожидании разрешения сказать что-то важное. Сегодня - особый день, и глава семьи разрешает ей немного посидеть на полу с мужчинами. Два десятка гостей уютно расположились в маленькой комнате вокруг праздничного одеяла, уставленного салатами, фруктами и мисочками с высушенными косточками абрикоса - их щелкают вместо орехов или семечек. Самый почетный гость сидит по правую руку от Алибека, позиции других участников торжества строго определены, исходя из возраста и родового статуса. Известное восточное гостеприимство не имеет государственных и национальных границ.
Владельцу "двушки" на Горизонте Алибек платит 15 тысяч рублей в месяц и не делит ее, как другие земляки, с дюжиной родственников. С ним проживают лишь младшая (любимая) жена и их двое детей. Мебели практически нет, впрочем, как и необходимости в ней. Каждый месяц со своего заработка, какой бы он ни был, Алибек отправляет 200 долларов родителям в знак уважения. Оставшийся доход откладывает на строительство трехэтажного дома в Бухаре. Чтобы сэкономить несколько рублей, жена замешивает пресное тесто и печет национальный иранский хлеб - нун.
С семьей Алибек видится нечасто - раз в три-четыре дня. Его рабочая смена длится зачастую до двадцати часов, с перерывом на короткий сон и обед из лапши быстрого приготовления. Но такой самоотверженный труд оправдывает себя, ведь в своем солнечном Узбекистане Алибек уже считается сравнительно богатым человеком.
Когда дом в Бухаре достроят, он планирует вернуться на родину навсегда. А пока будет зарабатывать везде, где только можно. Недавно один из его дальних родственников уехал на заработки в Ливерпуль - там, на одном из заводов, он завинчивает бутылки с водой. В Западной Европе наш Алибек еще не был...
ЦИФРЫ
Большая часть приезжающих на Камчатку иностранцев (58 %) трудится в строительной отрасли, 13 % - в торговле, 5 % - в геологоразведке.