Примерное время чтения: 5 минут
165

Особенные дети

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 16/11/2010

Группы здесь называются "Веселый улей", "Непоседы", "Дельфинчики" и "Солнышко". Светлые классы и уютные спальни. Просторные комнаты с зонами для игр, занятий и отдыха. В общем, ничего особенного. Кроме одного - здесь живут особенные дети. Те, кому не суждено стать космонавтами, летчиками и подводниками...

Воспитанниками Камчатской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

Учеба и лечение

- Мы называем их особенными, - говорит директор школы Ольга ЛОГАЧЕВА. - На сегодняшний день у нас 43 ребенка. Самому младшему - 4, старшему - 20. Тигиль, Вилючинск, Палана, Мильково, Усть-Большерецкий, Быстринский, Пенжинский районы - это неполный список мест, откуда они приехали к нам.

Все наши воспитанники - дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями слуха. Только у нас они могут получить квалифицированную помощь. Наша школа, собственно, для этого и создана: дать "особому" ребенку полноценное образование, научить общению и социальным навыкам. Чтобы впоследствии человек мог адаптироваться в обществе и чувствовать себя в нем полноправным гражданином.

Попадают к нам и маленькие камчатцы, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Они живут под нашей опекой, пока не нормализуется атмосфера в их семьях...

- Чтобы учить особенных воспитанников, наверное, нужны и особенные педагоги?

- У нас очень сильный коллектив, учителя проходили специализацию в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и даже за границей - в центре образования "АПАЖ" (г. Париж).

Педагогами создаются авторские программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас специальный учебный план - с учетом специфики обучения. Кроме общеобразовательных дисциплин у детей есть и коррекционные занятия по индивидуальной программе - для тех, кто не справляется с базисным планом. Повторяю, это - особые дети.

- С педагогикой и обучением все понятно. А как со здоровьем?

- Наши дети проходят ежегодную диспансеризацию и лечение. Причем очень высококачественное. Например, два года назад к нам поступил мальчик из Быстринского района, у него при обследовании выявили серьезный порок сердца. В течение двух месяцев была получена квота на операцию, в Новосибирске его прооперировали, провели полный курс необходимого медикаментозного лечения. Сейчас ребенок чувствует себя хорошо. Хочу отметить, что у нас нет также никаких препятствий по денежным средствам. И не только в лечении. Все дети посещают бассейн, и, кстати, воспитанники с нарушениями слуха достигают здесь максимальных результатов. Мы много лет работаем с детско-юношеской спортивно-адаптивной школой по паралимпийским видам спорта. Занятия по плаванию помогают ребятам определиться в жизни...

Не надо бояться!

- И все же само название "коррекционная школа" - немного пугающее. И большинство родителей старается определить своих детей с ограниченными возможностями здоровья в обычную школу...

- И наносят ребенку непоправимый вред! Не говоря уже о стрессовой ситуации, в которой он постоянно находится, не справляясь с учебной программой, ребенок отстает в развитии, а это потом очень трудно наверстать, если вообще возможно! Поэтому чем раньше (в идеале - с первых дней жизни) начата коррекционная работа с таким учеником, тем лучше результат. Но даже если ребенок начинает коррекционное обучение в 8-9 лет, результаты всегда значительные.

Так, например, к нам поступила девочка с комплексным нарушением здоровья из Соболевского района. У нее вообще не было опыта общения с детьми, она училась на дому. Обучение было неуспешное. Маме было тяжело расстаться с дочерью, но она приняла нелегкое решение.

Прошло чуть больше года, и успехи налицо: девочка открыта, легко идет на контакт, активно вливается в общую деятельность детей.

Или другой пример - девочка с врожденной глухотой, поступила к нам в 1 классе. Сейчас ей 14 лет, приобретено много полезных социальных навыков, ребенок активно общается, причем не только со своими сверстниками в интернате, но и с другими детьми. Она достигла высоких результатов в рисовании, награждена дипломами.

Повторюсь, у нас разные учебные программы для детей с нарушениями слуха, интеллекта. И все это для того, чтобы ребенок вышел от нас, имея одинаковые стартовые возможности в жизни. Кстати, дети с нарушением слуха, окончив нашу школу, могут получить аттестат государственного образца, как в обычной школе. Поэтому бояться названия "коррекционная школа" не нужно.

Главные ценности

- Значит, ваши особенные дети всем обеспечены и ни в чем не нуждаются?

- Обеспечены - да! В материальном плане даже лучше, чем их здоровые сверстники. Но наши воспитанники остро нуждаются в том, что доступно всем обычным людям, - в причастности к обществу! Потому что общество от таких детей чаще отмахивается. Например, мы хотели бы провести экскурсию с ребятами на хлебозавод, мясокомбинат, рыбозавод, а нам говорят - запрещено!

Но ведь наши дети, возможно, впоследствии там и будут работать! Поэтому их необходимо понимать и принимать такими, какие они есть. Эти дети должны чувствовать, что есть на свете люди, которые о них думают и которым они не безразличны!

СПРАВКА

Многофункциональная реабилитационная школа-центр существует с 1993 года. Все начиналось с сурдокабинета, стационара для детей, имеющих нарушения развития, и диагностических классов. После ряда реорганизаций школа приобрела современный статус и облик.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах