Логопед-дефектолог с 30-летним стажем Елена Острогляд убеждена, что если у ребёнка «каша» во рту — ждать нельзя! Это — упущение родителей, которые пускают проблему на самотёк.
Рабочий стимул
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Елена Казимировна, ваша профессия очень специфичная. Как вы пришли в неё?
Елена Острогляд: После первого института — педагогического — я работала во вспомогательной школе, так называемой коррекционной. И меня заинтересовали дети с особенностями психофизического развития. Но чтобы стать настоящим специалистом, способным работать с такими детьми, знаний, полученных в вузе, не хватало. И я решила продолжить образование. В то время в Советском Союзе было всего шесть институтов, где готовили дефектологов-логопедов, и один из них в Минске. Специальность действительно остродефицитная, конкурс был 16 человек на место.
– Просветите немного по поводу особенностей детского развития — с чем вам приходится работать?
– У нас существует несколько специализаций. Сурдопедагогика подразумевает занятия с детьми, страдающими нарушениями слуха, тифлопедагогика — зрения, олигофренопедагогика — воспитание и обучение детей с умственной отсталостью, логопедия — речевые нарушения. И это неполный перечень особенностей работы дефектолога и логопеда. Например, по логопедической классификации только нарушений речи насчитывается более десяти. А у детей с нарушением интеллекта наблюдается системное недоразвитие речи.
Иногда на приём приходят дети, которые не разговаривают вообще. А потом начинают говорить. И это самый сильный стимул в нашей работе.
– Сами дети вряд ли запишутся к вам на приём. Когда родители должны забить тревогу и обратиться к специалисту?
Может не соответствовать возрасту словарный запас, или быть нарушение грамматических конструкций речи, когда ребёнок неправильно строит фразу, или проглатывает окончания — всё это должно послужить поводом для обращения к специалисту.
Следить за развитием ребёнка необходимо с первых дней жизни! Особенно большое внимание в первый год нужно уделять развитию мелкой моторики рук, работе пальчиков: в коре головного мозга центры артикуляции и управления движениями рук находятся в ближайшем родстве. А детский лепет обязательно должен появиться у малыша к 4-5 месяцам. К году-полутора — первые слова, а к двум годам — фразовая речь.
– Но иногда родители говорят — мол, сами заговорили в три года и ничего страшного…
– Могу сказать как специалист: если первые слова появляются у ребёнка в 3-4 года — это нарушение развития. Проблемы с речью ведут за собой задержку развития всех психофизических процессов: интеллекта, памяти, внимания. Слышали такой термин «ЗПР» — задержка психического развития? Некоторые родители бояться этого диагноза, и напрасно. Здесь, в отличие от умственной отсталости, имеет место обратимость интеллектуального дефекта. Особенность ЗПР — неравномерность нарушения различных психических функций. Например, логическое мышление может быть даже более сохранным, чем внимание или память. В этом случае задача логопеда-дефектолога — подготовить ребёнка к школе, развить речь с тем, чтобы он пошёл в первый класс. Иногда достаточно два-три раза показаться специалисту.
В одном лице
– Есть разница в работе логопеда и дефектолога?
В конце 80-х в Петропавловске, кстати, было три логопеда на весь город. А сейчас почти в каждом детском саду есть и логопед, и дефектолог. Хотя, по моему глубокому убеждению, эти специалисты должны работать в одном лице. Как можно заниматься только с речью, не развивая высших психических функций, внимания, памяти, сенсорных, цветовых ощущений? Всё должно быть в комплексе!
– Всегда ли нарушения речи свидетельствуют о недостатке развития?
– Вовсе нет. Но если такие нарушения есть, один логопед не справится. Невролог, психотерапевт, иглорефлексотерапевт, врач ЛФК, массажист — вот примерный список специалистов для решения проблемы.
И ещё один очень важный момент, на который хочу обратить внимание: один специалист, даже самый лучший, без участия родителей мало чего добьётся. Взаимосвязь очень важна! Иногда достаточно даже одной грамотной консультации, чтобы мама и папа справились с детской проблемой сами.
Французская дикция
– Вы работаете только с детьми?
– Нет, часто со своими речевыми проблемами обращаются и взрослые. Например, однажды пришёл на приём молодой парень, у которого был горловой, грассирующий звук «р», на французский манер. Это не нравилось его невесте, и девушка поставила условие: ликвидировать недостаток речи. Работал молодой человек вахтовым методом, и у него было время для интенсивных занятий. Мы решили его проблему. Но я спросила у парня в шутку, не проще ли невесту поменять? Супружество — очень ответственный шаг. Если девушка уже сейчас хочет переделать будущего мужа, то что будет дальше? И ещё я посоветовала ему учить французский язык.
Однажды пришёл зрелый мужчина с просьбой выправить дикцию: его назначили на ответственную должность, а он «л» и «р» чётко не выговаривал. Приходилось ставить произношение даже диктору телевидения. Кстати, сейчас в театральные и в военные училища не берут студентов с дефектами речи. У меня сын учится в институте гражданской авиации, и его сокурсник не выговаривал «р». После первого курса на очередном медосмотре парня предупредили: или исправляешь речь, или отчисляем…
А в Белоруссии в пединституты не берут с плохой дикцией — и это правильно! У педагога речь должна быть безукоризненной.