1 сентября в Камчатском крае сядут за парты без малого четыре тысячи первоклассников. Как не превратить школьные дни в ежедневную каторгу для ребёнка, корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказала детский участковый врач-психиатр Камчатского краевого психоневрологического диспансера Ксения Лубенченко.
Обязательно без стресса
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Ксения Александровна, насколько новый распорядок дня будет стрессовым для бывших детсадовцев?
Ксения Лубенченко: Первый год обучения в школе — всегда стресс, этих ситуаций не избежать. В детском саду и атмосфера, и распорядок дня совершенно другие. Там у ребёнка практически нет обязанностей: поиграл, покушал, погулял и лёг спать, а занятия проходят в игровой форме.
В школе всё по-другому. Впервые у первоклассника полностью перестраивается режим дня, появляется много обязанностей и новых задач. И, что весьма существенно, оценочная система. То есть усилия и достижения вашего малыша постоянно оценивают, а это и для взрослого непросто.
Когда 3 года назад мой сын пошёл в школу, ему дали распечатку в садике: «Ребёнок должен». Целый список. Один из пунктов — «Потерять детскую непосредственность». Это была самодеятельность не очень грамотного дошкольного психолога, но суть перемен, тем не менее, отражает.
Для родителей переход ребёнка из детского сада в школу — тоже стресс, потому что и у них поменяется многое. После работы они уже не смогут полностью расслабиться и отдохнуть, а будут вынуждены час-два делать с ребёнком уроки. Это — обязательно! Программы сейчас сложные, малыш может не сориентироваться в них, и помощь ему необходима, особенно на первых порах.
У меня сын перешёл в 4-й класс, но мы с ним до сих пор уроки по окружающему миру делаем вместе. Вот недавно было задание на дом: найти информацию о Копенгагене, в литературе или в Интернете. Я сына в Интернет не пускаю, поэтому вынуждена заниматься с ним сама.
Хочу предостеречь родителей ещё вот от чего. Не стоит отдавать ребёнка в школу в 6 лет! Специалисты говорят: шестилеткам в школу рано! Ребёнок эмоционально не готов к тому, чтобы рюкзак вместе с грузом ответственности лёг ему на плечи. Замечено, что шестилетки-первоклашки чаще болеют, так как иммунитет падает на фоне постоянного школьного стресса. Напряжение учёбы не для них, поэтому не надо лишать малышей детства!
– Как могут проявиться проблемы со школьной адаптацией в новом для ребёнка коллективе, и насколько важен родительский контроль?
У детей мозг достаточно пластичный, но адаптация не всегда идёт гладко. Может развиться пассивная или активная дезадаптация, то есть протестная реакция ребёнка на то, с чем он не справляется, вплоть до агрессии.
Жизнь ребёнка в школе круто меняется. Нужно учитывать и человеческий фактор со стороны учителей: нововведения с компьютерами, множество бумаг и отчётов, переполненные классы приводят к тому, что учителя тоже все на нервах. И иногда срываются на детях…
Могут возникнуть проблемы и со сверстниками, если ребёнок не впишется в детский коллектив. Особенно это характерно для домашних детей, которые по какой-то причине не ходили в детсад, и общение со сверстниками было у него ограничено.
В результате у ребёнка может появиться тревога, и он станет бояться ходить в школу. Детей желательно постепенно приучать к школьной жизни, особенно на первых порах. Например, нежелательно, чтобы ребёнок сразу ходил в группу продлённого дня, это для него дополнительная нагрузка. Пусть идёт домой, отдыхать!
Если поведение малыша сильно изменилось, бейте тревогу! Может получиться и так: в семье ребёнок был любим, его желания — на первом месте. А в классе отношение ко всем детям одинаковое. И ребёнок может воспринимать изменившуюся среду негативно, как будто к нему специально плохо относятся. Просто объясните это сыну или дочке.
Хороший приём
– Доктор, дайте совет родителям первоклассников: как помочь ребёнку почувствовать себя комфортно и защищённо в новом для него школьном сообществе?
– Самое главное, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённо дома. Дом — это укрытие. Ребёнок должен вам доверять, открыто всё рассказывать и делиться своими проблемами. И ни в коем случае не надо его за откровенность наказывать! Ваша задача — помочь и объяснить, как надо было сделать.
Никогда не оценивайте ребёнка, а только его поступок! Нельзя говорить: «Ты плохой!», а нужно: «Ты поступил плохо!».
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. «Петя учится лучше!» — нельзя! Какие бы оценки ребёнок не получал! Он не должен бояться плохих отметок, кроме них в жизни есть многое другое.
Ещё очень важно вселять в ребёнка веру в себя, внушать ему: ещё немного и у тебя всё получится! Это воспитание уверенности в том, что ваш ребёнок — самостоятельная личность и есть главная работа родителей. Вот тогда проблем у вашего малыша будет меньше.
– Давайте приведём конкретный пример?
– Одна моя знакомая, у которой сын первоклассник, рассказала о ситуации, возникшей на уроке. Захотел её ребёнок в туалет. А попроситься выйти постеснялся: учительница строгая. Ребёнок терпел до конца занятия, а потом, дома, пожаловался маме на боли в животе. Здесь всё и открылось. Ругать малыша не за что, объяснить надо, что терпеть нельзя! Подсказать, научить!
Кстати о строгой учительнице. После первых двух месяцев учёбы авторитет учителя очень важен, его слова для ребёнка — истина в последней инстанции. Поэтому родители никогда не должны обсуждать учителя в присутствии детей. Ваш ребёнок должен слушать учителя и уважать его! А родители —оправдывать и поддерживать педагога, сгладить его даже не очень педагогичное поведение в глазах ученика. Нельзя, чтобы ребёнок думал об учителе плохо! Если есть проблема — поговорите с учителем сами, один на один.
Хочу отдельно остановиться на кружках и дополнительных занятиях. Необходимо поощрять ребёнка в тех сферах, в которых он наиболее успешен, где у него получается. Некоторые родители говорят: сами знаем, что ему нужно. А если медведь на ухо наступил, а его гонят в музыкалку? Помните, что дополнительные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие!
Есть ещё один секрет повышения самооценки любого малыша. Покажите ему альбом из детского сада или первую тетрадь с корявыми буквами в начале школы, и удивитесь вместе с ним, какого прогресса достиг ваш ребёнок, чего он добился сейчас. Это очень хороший приём!