1 сентября в Камчатском крае сядут за парты без малого четыре тысячи первоклассников. Как не превратить школьные дни в ежедневную каторгу для ребёнка, корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказала детский участковый врач-психиатр Камчатского краевого психоневрологического диспансера Ксения Лубенченко.
Обязательно без стресса
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Ксения Александровна, насколько новый распорядок дня будет стрессовым для бывших детсадовцев?
Ксения Лубенченко: Первый год обучения в школе — всегда стресс, этих ситуаций не избежать. В детском саду и атмосфера, и распорядок дня совершенно другие. Там у ребёнка практически нет обязанностей: поиграл, покушал, погулял и лёг спать, а занятия проходят в игровой форме.
В школе всё по-другому. Впервые у первоклассника полностью перестраивается режим дня, появляется много обязанностей и новых задач. И, что весьма существенно, оценочная система. То есть усилия и достижения вашего малыша постоянно оценивают, а это и для взрослого непросто.
Когда 3 года назад мой сын пошёл в школу, ему дали распечатку в садике: «Ребёнок должен». Целый список. Один из пунктов — «Потерять детскую непосредственность». Это была самодеятельность не очень грамотного дошкольного психолога, но суть перемен, тем не менее, отражает.
Для родителей переход ребёнка из детского сада в школу — тоже стресс, потому что и у них поменяется многое. После работы они уже не смогут полностью расслабиться и отдохнуть, а будут вынуждены час-два делать с ребёнком уроки. Это — обязательно! Программы сейчас сложные, малыш может не сориентироваться в них, и помощь ему необходима, особенно на первых порах.
У меня сын перешёл в 4-й класс, но мы с ним до сих пор уроки по окружающему миру делаем вместе. Вот недавно было задание на дом: найти информацию о Копенгагене, в литературе или в Интернете. Я сына в Интернет не пускаю, поэтому вынуждена заниматься с ним сама.
Хочу предостеречь родителей ещё вот от чего. Не стоит отдавать ребёнка в школу в 6 лет! Специалисты говорят: шестилеткам в школу рано! Ребёнок эмоционально не готов к тому, чтобы рюкзак вместе с грузом ответственности лёг ему на плечи. Замечено, что шестилетки-первоклашки чаще болеют, так как иммунитет падает на фоне постоянного школьного стресса. Напряжение учёбы не для них, поэтому не надо лишать малышей детства!
– Как могут проявиться проблемы со школьной адаптацией в новом для ребёнка коллективе, и насколько важен родительский контроль?

У детей мозг достаточно пластичный, но адаптация не всегда идёт гладко. Может развиться пассивная или активная дезадаптация, то есть протестная реакция ребёнка на то, с чем он не справляется, вплоть до агрессии.
Жизнь ребёнка в школе круто меняется. Нужно учитывать и человеческий фактор со стороны учителей: нововведения с компьютерами, множество бумаг и отчётов, переполненные классы приводят к тому, что учителя тоже все на нервах. И иногда срываются на детях…
Могут возникнуть проблемы и со сверстниками, если ребёнок не впишется в детский коллектив. Особенно это характерно для домашних детей, которые по какой-то причине не ходили в детсад, и общение со сверстниками было у него ограничено.
В результате у ребёнка может появиться тревога, и он станет бояться ходить в школу. Детей желательно постепенно приучать к школьной жизни, особенно на первых порах. Например, нежелательно, чтобы ребёнок сразу ходил в группу продлённого дня, это для него дополнительная нагрузка. Пусть идёт домой, отдыхать!
Если поведение малыша сильно изменилось, бейте тревогу! Может получиться и так: в семье ребёнок был любим, его желания — на первом месте. А в классе отношение ко всем детям одинаковое. И ребёнок может воспринимать изменившуюся среду негативно, как будто к нему специально плохо относятся. Просто объясните это сыну или дочке.
Хороший приём
– Доктор, дайте совет родителям первоклассников: как помочь ребёнку почувствовать себя комфортно и защищённо в новом для него школьном сообществе?
– Самое главное, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённо дома. Дом — это укрытие. Ребёнок должен вам доверять, открыто всё рассказывать и делиться своими проблемами. И ни в коем случае не надо его за откровенность наказывать! Ваша задача — помочь и объяснить, как надо было сделать.
Никогда не оценивайте ребёнка, а только его поступок! Нельзя говорить: «Ты плохой!», а нужно: «Ты поступил плохо!».
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. «Петя учится лучше!» — нельзя! Какие бы оценки ребёнок не получал! Он не должен бояться плохих отметок, кроме них в жизни есть многое другое.
Ещё очень важно вселять в ребёнка веру в себя, внушать ему: ещё немного и у тебя всё получится! Это воспитание уверенности в том, что ваш ребёнок — самостоятельная личность и есть главная работа родителей. Вот тогда проблем у вашего малыша будет меньше.
– Давайте приведём конкретный пример?
– Одна моя знакомая, у которой сын первоклассник, рассказала о ситуации, возникшей на уроке. Захотел её ребёнок в туалет. А попроситься выйти постеснялся: учительница строгая. Ребёнок терпел до конца занятия, а потом, дома, пожаловался маме на боли в животе. Здесь всё и открылось. Ругать малыша не за что, объяснить надо, что терпеть нельзя! Подсказать, научить!
Кстати о строгой учительнице. После первых двух месяцев учёбы авторитет учителя очень важен, его слова для ребёнка — истина в последней инстанции. Поэтому родители никогда не должны обсуждать учителя в присутствии детей. Ваш ребёнок должен слушать учителя и уважать его! А родители —оправдывать и поддерживать педагога, сгладить его даже не очень педагогичное поведение в глазах ученика. Нельзя, чтобы ребёнок думал об учителе плохо! Если есть проблема — поговорите с учителем сами, один на один.
Хочу отдельно остановиться на кружках и дополнительных занятиях. Необходимо поощрять ребёнка в тех сферах, в которых он наиболее успешен, где у него получается. Некоторые родители говорят: сами знаем, что ему нужно. А если медведь на ухо наступил, а его гонят в музыкалку? Помните, что дополнительные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие!
Есть ещё один секрет повышения самооценки любого малыша. Покажите ему альбом из детского сада или первую тетрадь с корявыми буквами в начале школы, и удивитесь вместе с ним, какого прогресса достиг ваш ребёнок, чего он добился сейчас. Это очень хороший приём!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть