Примерное время чтения: 8 минут
498

"Океанрыбфлот": спокойная и взвешенная работа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 16/02/2010

Рыбацких предприятий такого формата, как ОАО "Океанрыбфлот", в стране не так уж и много. Дело в том, что, не выдержав испытаний "шоковой терапией", часть родственных ему фирм попросту сошла со сцены.

А вот камчатский тяжеловес, награжденный многими медалями самых престижных мировых выставок, не только на плаву, но и показывает неплохую динамику роста.

Компания - один из основных плательщиков налогов и весьма привлекательный работодатель в крае. Здесь трудятся 2 тысячи человек. Персоналу предоставляется полный социальный пакет. О том, чем сегодня живет коллектив, каковы его планы на будущее, и о многом другом - наш разговор с директором ОАО "Океанрыбфлот" Евгением НОВОСЕЛОВЫМ.

Опека под запретом

- Скажу так: мы не стремимся быть на слуху. Суетный стиль поведения - не наш стиль, - заметил Евгений Аликович. - Нам больше по душе спокойная и взвешенная работа. Начиная от совета директоров, менеджеров и заканчивая, матросами-рыбообработчиками, - все уверенно делают свое дело. При этом никакой чрезмерной опеки не наблюдается. Опека у нас под запретом. А вот инициатива, трудовой порыв, творчество - в почете. Это наша политика, продиктованная рынком. Когда-то на высокую самоотдачу человека выводило соцсоревнование с его узкой шкалой материального поощрения, но теперь задействованы иные механизмы. Компания дает людям интересную работу, реальную возможность неплохо заработать, а также продвинуться по карьерной линии. Все зависит от них самих.

- Где сегодня задействован флот вашей компании?

- Нынче зима, так что основное наше "хлебное поле" - это охотоморская минтаевая путина. Если крестьянина осень год кормит, то наше благополучие во многом зависит от ее результатов. По сеансам связи с капитанами БАТМов можно судить, что дела на промысле в целом идут неплохо. Пусть погода особо не балует, но уловы есть, так что рыбообработчикам прохлаждаться не приходится. И техника тоже не подводит, что в принципе закономерно: ведь к минтаевой путине у нас традиционно готовятся с особой тщательностью. Предприятие располагает хорошо развитой береговой инфраструктурой. Мы стремимся выстраивать компанию на высокотехнологичных производствах и на современной технике. К примеру, в минувшем году на некоторых судах коллектив поставил новые линии, и теперь мы выпускаем пользующееся спросом обесшкуренное филе кальмара. К тому значительную часть продукции мы упаковываем в малую потребительскую тару, что тоже по достоинству оценено покупателями. В перспективе компания будет только наращивать подобную работу, отчетливо понимая, что от этого напрямую зависит и ее устойчивый рост, и экономика, и благополучие коллектива.

Налоги остаются на месте

- Какова география сбыта вашей продукции?

- Сегодня она не столь обширная, как была прежде. Вопрос в другом - устраивает ли это компанию? Да, на данном этапе вполне устраивает. Почему? И совет директоров, и коммерческий менеджмент - все пришли к одному мнению: в реальной жизни главное - не где компания ведет бизнес-процессы, а какую норму прибыли получает при этом. Пока мы довольны. И хотя жизнь порой ставит нас перед жестким выбором: поставлять продукцию за рубеж, где, не секрет, более высокие цены, или оставлять ее на внутреннем рынке, мы, как правило, отдаем предпочтение последнему. И нас радует, что россияне по достоинству оценили ее качество. А это ни много ни мало - 60 видов первоклассной рыбной продукции. Другими словами, встраиваясь в мировую систему разделения труда, "Океанрыбфлот" стремится жить по разумным экономическим и социальным законам. Это, между прочим, один из наших приоритетов.

- Работает ли компания с камчатским лососем?

- Безусловно. Но коллектив не занимается промыслом, а принимает лосось от других рыбодобывающих компаний. При этом никто не остается в накладе, ведь каждая из сторон занимается своим конкретным делом. И потом, налоги не уходят за пределы края, а остаются на месте, работая, таким образом, на зарплаты учителей, врачей и других бюджетников. В то же время и в компании, несмотря на кризис, нет проблем с безработицей. Скорее, наоборот: нам бы очень пригодились квалифицированные специалисты, в особенности рядового звена: сварщики, токари, механики, рефмашинисты, матросы-рыбообработчики и т. д. Скажу прямо, существовавшая в советские годы система их подготовки фактически разрушена, а взамен ничего нового не создано. Вот и приходится нашим кадровикам колесить по всем портовым городам России и там подыскивать недостающих специалистов. Понятно, что это накладно, хлопотно и, в принципе, бесперспективно. Что бы там ни говорили, а такого рода кадры нужно готовить на месте и, прежде всего, через сеть профтехобразования. Хотя мы тоже не сидим сложа руки, но собственными силами нам не решить эту проблему. Нужна помощь властей, чтобы привлечь молодежь к рабочим профессиям. Дело в том, что выпускники школ почему-то сторонятся их, предпочитая зарабатывать на жизнь в торговых палатках. Это тупиковый путь, который наверняка приведет к тому, что с уходом старых и опытных кадров может понизиться качество работы.

Задача не из простых

- Командные кадры для вас готовит КамчатГТУ?

- И да, и нет. По идее, вроде бы должен, но фактически мы получаем от университета очень небольшое число специалистов. Во всяком случае, того, что имело место в прошлые годы, когда львиную их часть выпускала именно Камчатская мореходка, сегодня нет и в помине. Не думаю, что в этом виноват только рынок, когда здравый смысл нередко подавляется соображениями сиюминутной коммерческой выгоды. Суть в другом: непростые годы нашей новейшей истории вконец расшатали систему морского образования, а самонастроиться она не в силах. Вот и готовит тот же КамчатГТУ кого угодно: юристов, экономистов, менеджеров, но только не тех специалистов, в которых особенно нуждается рыбацкая Камчатка. И это притом, что "Океанрыбфлот" готов взять на себя часть расходов, связанных с их обучением. Можно сколько угодно говорить о необходимости возрождения нашего края, но если не делать конкретных шагов в этом направлении, пусть даже самых малых, то это не что иное, как банальное пустозвонство.

- По мнению экспертов, флот вашей компании стареет.

- 30 лет - пороговая величина работы БАТМов. Что касается "Океанрыбфлота", то самому "молодому" из них - под 25 лет. Другим и того больше. Фактически износ флота составляет не менее 70 %, но прикупить новые суда - задача не из простых. Отечественная промышленность фактически их не строит, а за рубежом цены такие, что не подступиться. Приходится уповать на качественный ремонт, это пока самый реальный и наиболее доступный выход из сложившегося положения. Правда, я должен заметить, что в камчатских условиях ремонт - тоже вещь непростая. Вроде бы есть Петропавловская судоремонтная верфь, казалось бы, заводи сюда БАТМы и делай из них конфетку, но не получается. Мешают проблемы с материалами, оборудованием, технологиями, ценами и т. д. В итоге суда приходится перегонять во Владивосток и там доводить их до кондиции, что, естественно, повышает стоимость ремонта. Кстати, в судоремонте тоже очень остро стоит проблема обновления кадров.

Сейчас в верхах многое говорится о необходимости достижения нашей страной продовольственной безопасности. Проблема, что называется, давно созрела. Такое мощное государство, как Россия, в принципе не может допустить, чтобы благополучие его народа зависело от чьих-то окорочков. И нас очень радует, что в намечаемых мерах большая роль отводится рыбакам. Будем надеяться, что это приведет к положительным переменам не только в нашей отрасли, но и в жизни каждой рыбодобывающей компании.

ДОСЬЕ

Вся жизнь Евгения Новоселова связана с Камчаткой. Здесь он родился, окончил школу, а потом - Петропавловск-Камчатскую инженерную академию (ныне КамчатГТУ) по специальности "инженер-судоводитель". Это было в 1999 г. - лихое время для страны. Поначалу попробовал себя в малом бизнесе, но в 2002 г. пришел в ОАО "Океанрыбфлот" и здесь за каких-то 6 лет вырос до директора одной из крупнейших в крае рыбацких компаний. Высокий статус обязывает много работать над собой. В свободное время увлекается лыжами и рыбалкой, ценит настоящую мужскую дружбу. Женат, воспитывает сына.

СПРАВКА

ОАО "Океанрыбфлот" 1 апреля с. г. исполнится 42 года. Возраст самый что ни на есть созидательный. Первым руководителем предприятия был прославленный капитан Георгий Мещеряков. Это было время, когда камчатские рыбаки энергично осваивали Мировой океан. С декабря 1992 г. начался отсчет рыночной жизни прославленной компании.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах