aif.ru counter
30

Сдвиг по фазе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 27/10/2009

...Когда смотришь новости по телевизору, настроение сразу поднимается. Так много хорошего происходит в нашем крае. Чиновники любят рассказывать о том, как они вкалывают на благо камчатского народа, как заботятся о нас - обыкновенных людях.

Приходишь на работу - совсем другая картина. Горожане звонят в редакцию, делятся своими житейскими проблемами. Кому-то в управляющей компании нахамили, кого-то незаслуженно лишили субсидии, кому-то в больнице так оказали помощь, что чуть не довели до инфаркта.

Руководители партии и правительства говорят, что для них дорог каждый житель Камчатки. А на деле многие земляки оказываются брошенными на произвол судьбы. Почему это происходит? Может быть, потому, что начальники живут новостями из телевизионной, виртуальной жизни. А о том, что творится на грешной земле, увы, не знают. Ведь они спускаются к нам только по праздникам, чтобы кого-нибудь поздравить. Учителей - с Днем учителя, строителей - с Днем строителя, женщин - с 8 Марта, мужчин - с 23 февраля...

Специально для наших руководителей мы подготовили этот не праздничный, а будничный материал. Несколько эпизодов из жизни обычного камчатского пенсионера Ивана Петровича Киберева (фамилия изменена - Ред.), который живет в квартире на улице Пономарева вдвоем со своей 85-летней мамой.

Монтер со счетчиком

В октябре 2007 года жители дома по ул. Пономарева получили предписание от Энергосбыта с требованием заменить индивидуальный прибор учета электроэнергии, проще говоря, электросчетчик. Соседи Ивана Петровича инициативу энергетиков проигнорировали, а он, на свою беду, ее поддержал. В назначенный день и час к нему прибыл монтер Курбатов, быстренько поменял счетчик, взял 2 тысячи 400 рублей и собрался было ретироваться. Но Иван Петрович его остановил, попросил чек или какой-нибудь другой документ, подтверждающий, что оплата произведена правильно. Шутка ли, с половиной пенсии пришлось расстаться. Энергетик насторожился, начал куда-то звонить, а затем снял новый счетчик, поставил на его место старый - и убежал. Теперь уже насторожился пенсионер Киберев. Он обратился с заявлением в Энергосбыт, рассказал о странном поведении монтера, а также задал ряд простых и вполне логичных вопросов. Вот некоторые из них:

- Если правила эксплуатации требуют замены исправно работающих счетчиков, то неужели эти правила допускают эксплуатацию электрооборудования (проводов и т. д.) в подъездах дома 1971 года постройки?

- Как была скалькулирована сумма 2400 рублей, если вся операция по замене счетчика заняла не более 20 минут?

- Нельзя ли продлить срок эксплуатации исправно работающих приборов учета хотя бы для пенсионеров? Ведь для них замена счетчика - слишком накладная процедура.

С этого и началась долгая и безуспешная переписка Ивана Киберева с различными представителями российской власти. Он отправил множество обращений - в МУП "Южное", Центральные электрические сети, УЖКХ, Энергосбыт, прокуратуру, исходил десятки чиновничьих кабинетов. Из одной службы его отправляли в другую, из другой - в третью, потом в четвертую и т. д. Ответов на свои вопросы пенсионер так и не услышал, зато нажил себе массу неприятностей (о них чуть ниже).

Отчаявшись, он решил обратиться к партии власти, ведь она, судя по выступлениям ее вождей, у нас в стране за все отвечает. В общественной приемной "Единой России" Киберева встретили хорошо, похвалили за активную жизненную позицию, обещали помочь. И действительно помогли. Буквально через несколько дней он получил письмо из УЖКХ, которого ждал почти год. Пенсионеру сообщили, что обратился он не по адресу, так как его проблемой должны заниматься энергетики, а не коммунальщики. И добавили, что задержка с ответом вызвана "изучением вопроса и консультативными мероприятиями с обслуживающими организациями". "Выходит, чтобы понять, занимаются ли они обслуживанием внутридомовых сетей, УЖКХ потребовался почти год!" - искренне удивился Иван Петрович. И вновь отправился в "Единую Россию". Попал на прием не к кому-нибудь, а к помощнику члена Совета Федерации Федерального собрания РФ. Тот спокойно объяснил ему, что партия уже сделала все что могла и больше ничем не сможет помочь. "По телевизору говорят, что "Единая Россия" все может, за все отвечает", - возразил пенсионер. Но помощник члена лишь снисходительно улыбнулся в ответ. Мол, взрослый человек, а телевизору верите...

"Грабеж" по нормативу

Иван Петрович уже готов был смириться, да энергетики не позволили. В течение всего 2008 года его бомбардировали актами с требованием заменить счетчик (больше ни к кому в подъезде с подобным пожеланием они не обращались). А затем стали присылать непонятные счета за электроэнергию. Если раньше он платил по 200-250 рублей в месяц, то теперь с него требовали 600-700, а то и 1600 рублей. Хотя показаниям счетчика данные суммы абсолютно не соответствовали. Эти взятые с потолка цифры пожилому человеку приходилось с боем опротестовывать.

Но с 2009 года противостояние перешло в новую фазу. Кибереву стали выставлять счета не по реальному потреблению электричества, а по так называемому нормативу. В результате его энергорасходы увеличились примерно в два раза. "Да ведь это же грабеж чистой воды", - возмутился Иван Петрович и пошел искать правду в прокуратуру. Но государево око нарушений со стороны энергетиков не обнаружило. Пенсионеру ответили, что его счетчик уже давно устарел, а значит, начисления по нормативам законны. "Во всем доме счетчики одинаковые, их ставили в 1971 году. Однако у моих соседей они почему-то не устарели, а у меня устарел", - недоумевал Киберев. Выяснила прокурорская проверка и причины странных поступков монтера Курбатова, со встречи с которым у пенсионера и начались неприятности. По данным охранников правопорядка, монтер просто перепутал адрес. Пришел не к тому клиенту. Это была уже третья официальная версия, объясняющая необычное поведение монтера. В письме Кибереву Энергосбыт сообщал, что монтер действовал абсолютно правильно, в письме "Единой России", что монтер не прав и поэтому наказан, в письме прокуратуре, что он перепутал адрес. Пенсионер окончательно запутался. Кому верить? В тысячный раз он проклял тот день, когда пошел на поводу энергетиков и пригласил специалиста для замены счетчика. Человек старой закалки, Киберев привык всегда действовать по закону. Сказали ему заменить счетчик - значит надо менять. Но, видимо, время сейчас такое, что законопослушным гражданам живется куда сложнее, чем мошенникам и аферистам. Плюнул на все это Иван Петрович и стал, как велела прокуратура, платить по нормативу...

Министр занят

На этом бы история и закончилось, но знакомый посоветовал Кибереву попытать счастья в краевом правительстве. Он его послушал и отправился в министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (бывшее управление ЖКХ). Министр Лина Литвинова, естественно, была занята. Пенсионеру сказали, что освободится она через месяц, и записали на прием. Иван Петрович явился в указанный срок. Но секретарша была не в курсе, что ему назначена аудиенция у министра. Минут 40 он просидел в пустой приемной. Пока секретарша не предложила ему: "Может, вы к замминистра пойдете?"

Замминистра оказался человеком деловым. Наскоро выслушав пенсионера, он позвонил кому-то из энергетических начальников. Попросил решить пустяковую проблему. Начальник пообещал: "Решим...". А вскоре энергетики предложили Ивану Петровичу компромисс. Мол, вы покупайте прибор за свой счет, а мы его устанавливаем всего за 525 рублей. Для справки: установить прибор - это прикрутить его на четыре болта. Обычно энергетики берут за эту работу около полутора тысяч рублей. Но пенсионеру, в порядке исключения, сделали скидку. Только вот Киберева она не особенно радует. Несколько сотен рублей экономии за два года нервотрепки и тысячи рублей переплат. Согласитесь, неравноценная сделка. Так пенсионера наградили за честность, ответственность и активную жизненную позицию.

"Мою добросовестность как плательщика проверить несложно, - рассказывает Иван Петрович. - Вся моя "кредитная история" в Энергосбыте даже не за годы, а за десятилетия говорит об этом. Я ни разу не просрочил платежи при всех своих финансовых проблемах. Словом, заслужил если уж не поощрение, то корректное отношение - точно. Однако моя эпопея с энергетиками свидетельствует об обратном..."

Пенсионерам - перерасчет!

Это лишь один частный случай, который хорошо иллюстрирует отношение к пенсионерам со стороны многочисленных МУПов, сбытов, министерств, ведомств, служб и т. д. По идее, все они создавались для того, чтобы облегчить людям жизнь, сделать ее более комфортной. В реальности же комфортным они делают собственное существование. А пенсионеры им мешают, путаются под ногами. Вот и получается, что чиновников в стране сотни тысяч, а обратиться за помощью простому человеку не к кому...

Удивляет и позиция энергетиков. Они сейчас так много говорят о необходимости перерасчета за отопление. По их мнению, нынешние нормативы занижены, а это несправедливо. "Мы недополучаем доходов, не можем как следует подготовиться к зиме", - заявляют представители энергокомпании. А почему бы не сделать перерасчет пенсионеру Кибереву? Ведь и он недополучает доходы, а ему тоже надо к зиме готовиться. Но, благодаря вашим нормативам, пенсионер оплачивает услуги, которые не получает. А вы кладете в карман деньги, которые не зарабатываете. И вас не тревожит то, что это не справедливо...

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах