aif.ru counter
29

Проехали!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 14/07/2009

На днях из почти четырехмесячной экстремальной экспедиции вернулись члены клуба "Квадратное колесо". Они смогли на автомобилях пройти от Петропавловска до Магадана, а затем и до Владивостока по полному бездорожью. За это время преодолено более 9 тысяч км.

Президент клуба Олег Алехин встретился с корреспондентом "АиФ-Камчатка" и рассказал о беспрецедентном путешествии и о том, как живут люди в северной глубинке.

- Олег, с возвращением вас! Это ведь не первое подобное путешествие?

- Да, в прошлом году мы уже совершали попытку дойти до Магадана, но смогли добраться только до Тиличиков. И хотя первая экспедиция закончилась неудачей, без нее не было бы успеха в нынешней. В прошлом году мы набрались опыта, подробно прописали маршрут и в нынешнем году прошли этот участок намного быстрее.

- А что вам помешало в прошлом году преодолеть этот маршрут?

- Нас очень задерживали прицепы. Мы не учли, что прицепы от "Жигулей" легкие, но не прочные. Они часто ломались. Так что в эту экспедицию мы взяли более прочные прицепы от УАЗа и поставили на них большие колеса, которые выполняли роль запасок. Тем самым нам не пришлось везти тяжелейший комплект запасных колес на автомобилях - запаски ехали сами.

Правда, без поломок не обошлось: семь раз у "Тойоты-Сурф" ломались задние полуоси, у "Лэнд-Крузера" - передний редуктор, у "Ниссан-Террано" вышла из строя раздатка, было сломано рулевое управление, рулевой компрессор, передний и задний редукторы, колеса. Перед экспедицией мы заказали с материка прочные колеса со сплошными дисками, но то ли фирма что-то перепутала, то ли решила поставить на Камчатку "неликвид" - в итоге мы получили 20 колес с трубчатыми дисками из тонкого металла. От нагрузок эти диски просто ломались. Все эти поломки и задерживали нас. Заранее предусмотреть их было невозможно, поэтому наши друзья из Петропавловска высылали нам посылки с запчастями.

150 км на бревне

- Правда ли, что иногда посылок приходилось ждать неделями?

- Да, например, в Парени мы застряли на 2,5 недели, и ждать посылку было очень тяжело психологически. Ждать изо дня в день, когда же наконец из Петропавловска вылетит самолет до Оссоры, оттуда - вертолет до Тиличиков, а от Тиличиков до Манил, а потом - вездеход до Парени. Эти недели мы сходили с ума от ожидания, потому что на наших глазах снег вокруг начинал таять, и мы понимали, что еще немного, и по болотам, где до этого были зимники, мы просто не сможем пройти. Потом мы догоняли упущенное время, с трудом пробирались по раскисшей тундре, вязли в болотах. Самым сложным оказался переход через реку Сугой: льда на ней уже не было, начиналось половодье, было сильное течение. У "Лэнд-Крузера" на выходе из реки сломались второй редуктор и раздатка, и он застрял в висячем положении. Остальные, более легкие автомобили - "Ниссан-Террано", "Мицубиси-Паджеро" и "Тойота-Сурф" - перебирались с риском, что их потащит сильным течением. Тогда машины стали бы неуправляемыми. Во время этого перехода из прицепов уплыли канистры с топливом, у "Сурфа" сломалась очередная полуось, и, так как запасной уже не было, пришлось вместо колеса привязывать к нему бревно. Волоком тащили машину, так и преодолели речку. На бревне "Сурф" потом шел еще около 150 км.

- Наверняка приходилось и в тундре ночевать?

- Конечно, в тундре мы попадали в сильные пурги, и чтобы не потерять направление, приходилось останавливаться на несколько дней. Сидеть в автомобиле в одном положении 3 дня, мягко говоря, тяжело. Собраться всем вместе в одной машине невозможно, так как ограничено количество мест. Спать неудобно, умыться невозможно, помыться тем более. Чай грели прямо в машинах - устанавливали маленькие горелки на панель и кипятили воду. Кстати, иногда в пути запас воды заканчивался, тогда приходилось растапливать снег.

- Вы ощущали поддержку друзей?

- Конечно. Друзья сбрасывали нам в посылках запчасти, деньги, которые постоянно заканчивались. Даже незнакомые люди, которые следили за нашей экспедицией, иногда клали деньги на телефон, чтобы у нас была связь. Очень поддерживала городская администрация, один из депутатов городской думы помог приобрести в Магадане топливо, а на протяжении пути по Камчатке топливом нас обеспечивал "Алмазтрансстрой" - мы заправлялись на его строительных базах. В Якутске и Магадане нам предоставляли ночлег, так что было, где расположиться, переночевать, постирать вещи. А в отдаленных поселках о нашем приезде заранее не знали, и когда видели неожиданно появившиеся машины, проявляли все свое северное гостеприимство: стремились помочь, тянули к себе на ночевку.

Позабыты, позаброшены...

- Как живут в северных поселках?

- Представьте себе село с десятком старых маленьких домиков. В них нет никакого ремонта, нет даже намека на обои или краску. Люди даже и не думают о благоустройстве. Когда они получают пособие, то закупают продукты, патроны. В советские времена их регулярно обеспечивали продуктами. С годами люди теряли навыки охоты и рыбалки. А сейчас, когда они, по сути, брошены, им сложно возвращаться к своему традиционному быту.

В Парени, где мы провели больше двух недель, нет регулярной авиационной связи. Люди неделями ждут санборт - экстренную медицинскую авиацию пострадавшему, - который должен прилетать уже на следующий день после вызова. Совершенно очевидно, что северяне просто брошены и выживают только за счет охоты и рыбалки. Недалеко от поселка, вдоль реки Таловка, когда-то в обилии водились лоси, на которых охотилось местное население. Сейчас почти всего лося истребили с вертолетов охотники. То же самое и с рыбалкой: в реках, которые раньше изобиловали красной рыбой, ее почти нет. Даже у медведей начались проблемы. Я наблюдал, как косолапый пытается поймать рыбу в полупустой реке, и у него ничего не получается.

И все же нас стремились накормить, угостить чем-нибудь. К примеру, есть у коренных народов соревнование, кто первый в охотничьем сезоне подстрелит гуся. Наш друг Слава, который стал первым в этом состязании, в первую очередь угостил гусем нас. Такой экзотики до этого мы еще не пробовали. А в Магаданской области нас угощали олениной.

- Кстати, в Парени все еще делают знаменитые пареньские ножи?

- Делают, но это уже не те ножи. Когда-то их изготавливали из затонувшей неподалеку баржи. Это был качественный металл, который не ржавел. Сегодня той баржи уже нет, и ножи делают из обычных рессор.

- Как вы считаете, действительно ли нужна дорога от Петропавловска до Магадана?

- Нужна, и это бесспорно. Хотя бы для того, чтобы развивался автомобильный туризм, чтобы повышался престиж страны. Ведь поселки и города в цивилизованной стране должны быть связаны между собой не только авиацией, которая из-за погодных особенностей не может вовремя совершать вылеты, но и дорогами. Да и поселки, которые мы проезжали, смогли бы развиваться.

Мурашки по коже

- Вы затеваете свои экстремальные путешествия только лишь для того, чтобы проверить свои силы, или есть иные цели?

- Конечно, мы ведем журнал, фотографируем природу и выкладываем фотографии на сайт, чтобы с ними могли знакомиться люди.

На мысе Лопатка, например, есть батарея, которая принимала участие в боях. Так что с точки зрения истории было бы интересно организовывать маршруты на Лопатку и на Курильские острова, где очень много брошенной японской техники. Но... Лопатка и весь юг Камчатки - это территория Южно-Камчатского заказника, куда нельзя просто так ездить.

Конечно, я понимаю, что охранять природу необходимо, но и перегибать палку не надо. Те исторические моменты, которые есть на Лопатке, очень важны для подрастающего поколения. Историю можно пощупать! Трогать железо, которое когда-то воевало, стреляло, летало, - это ж мурашки по коже.

Справка

Экспедиция стартовала из Петропавловска 1 марта. Маршрут состоял из трёх этапов: Петропавловск - Ключи - Ивашка - Оссора, через реки Озерная и Ука. Маршрут второго - основного этапа: Оссора - Тымлат - Ильпырский - Вывенка - Корф - Тиличики - Каменское - Парень - Эвенск - Омсукчан - Магадан. Третий этап пробега прошел по маршруту Магадан - Якутск - Сковородино - Хабаровск - Владивосток. Джиперы доставили в отдаленные поселки полуострова гуманитарный груз: детские игрушки, книги, школьный инвентарь. За четыре месяца пройдено около девяти тысяч километров, для преодоления этого пути машинам понадобилось более восьми тонн дизельного топлива. На Камчатку экстремалы вернулись морским путем 4 июля.

В составе экспедиции было шесть человек: руководитель экспедиции, президент клуба "Квадратное колесо" Олег Алёхин (Mitsubishi Pajero), пилот-механик Nissan Terrano Владимир Капустин, пилот-механик вездехода "Лось" Сергей Пятибратов, пилот Toyota Land Cruiser Ринат Нафиков, пилот-механик Toyota Surf Константин Мурашов, штурман-оператор Евгений Антипин.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах