Примерное время чтения: 11 минут
5077

Из Магадана в Петропавловск. Экстремальное путешествие на Франкенштейнах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. «АиФ-Камчатка» 16/02/2016
Отдыхать и наслаждаться красотами было некогда.
Отдыхать и наслаждаться красотами было некогда. Из личного архива

8 февраля Петропавловск встречал два экипажа джипов, преодолевших по тундре расстояние от Магадана до Камчатки. А накануне обратного вояжа с авторами и исполнителями сумасшедшей идеи — уроженцем Владивостока Владимиром Стрельцовым и магаданцем Сергеем Яковлевым — встретился корреспондент «АиФ-Камчатка».

Два года в гараже

Сергей признался: когда он только начинал готовить свою машину к дальнему походу, она была ещё четырёхколёсная, но вся в сварочных швах.

– Я их даже не зачищал. Мой товарищ сказал: ну чистый Франкенштейн. Так и прилипла ко мне кличка: Доктор Франкенштейн. А сейчас у меня на этой машине уже три ведущих моста, шесть колёс. От «Сузуки» только эмблема осталась.

– Мой «Лэндкрузер Прадо» тоже полностью переделывался, неизменными остались только штатные узлы — рама, кузов и двигатель, — рассказывает Владимир. — Например, мосты я поставил от военного шведского вездехода «Вольво» — усиленные бортовыми редукторами, с большим дорожным просветом. Колёса низкого давления, метр двадцать диаметром и шириной 60 сантиметров. Все узлы и детали рассчитывались с многократным запасом прочности для обеспечения экстремальной поездки. Ещё моя машина в этой экспедиции была как тягач: тащила прицеп с двойным комплектом запчастей и топливом — почти полторы тонны.

Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Как вы готовились к такому путешествию?

Владимир и Сергей: Долго. Участвовали в соревнованиях «Квадратного колеса» в 2009 году, в 2011 смотрели, как наши друзья-магаданцы шли на Камчатку. И уже знали, какой маршрут предстоит и как готовить технику во всех деталях, — говорит Владимир. — Покупали, не жалея денег, дорогие зачасти, всё новое, оригинальное. Потому что понимали, если техника откажет, — помочь некому, мы в тундре одни. Сергею даже кредит пришлось брать на эту поездку, хотя у него своя мастерская по ремонту автомобилей. Мы себя заперли как водители-механики в гаражах почти на два года, без отпусков и свободного времени, аккумулировали все силы и средства, чтобы подготовиться к поездке на Камчатку.

Весь маршрут джиперы прошли без поддержки спецтехники.
Весь маршрут джиперы прошли без поддержки спецтехники. Фото: Из личного архива

Я занимался строительством своей машины во Владивостоке, а Сергей — в Магадане. Потом я отправил машину морем, а сам прилетел в Магадан на самолёте.

– Маршрут был разработан?

– У нас были навигаторы, ребята из «Квадратного колеса» проложили нам общий трек, и мы по нему двигались.

Из Магадана выехали 16 января. В Петропавловске экипаж встречали 8 февраля.
Из Магадана выехали 16 января. В Петропавловске экипаж встречали 8 февраля. Фото: Из личного архива

С разумом и без

– Но двигаться по непроходимой тундре, без сопровождения гусеничной техники. Как это возможно?

– У нас в Приморье кое-кто говорил: «Ой, что там добираться — доехать до железнодорожных путей, и всё!». Многие не знают даже, что на Камчатке нет железной дороги, — улыбается Владимир. — Да, мы следили за экспедицией 2011 года, которая шла с Магадана в сопровождении мощного двухмодульного гусеничного вездехода, он топливо тащил. Но перед нами как раз и стояла такая задача — поставить рекорд, пройти весь маршрут без поддержки спецтехники.

– Нам не впервой! — говорит Сергей. — В Магадане тоже тундра, я на рыбалку уезжаю за сотни километров, на несколько дней, и в пургу тоже. Связь есть, нас отслеживала система ГЛОНАСС, то есть по компьютеру можно было увидеть, где конкретно и с какой скоростью мы движемся. И там есть посёлки, правда расстояния между ними могут быть 300- 400 километров.

Морозы заставляли постоянно двигаться.
Морозы заставляли постоянно двигаться. Фото: Из личного архива

Как решились? Ключевая фраза, напишите её большими буквами: у нас, джиперов, полное отсутствие разума! Это в двух словах, чтобы вы в восьмой раз не спрашивали. Это нормально! И мы не одни такие. Если у человека есть мечта и огромный, ужасный характер, который не свойствен обычному человеку, — ему всё под силу.

Двинулись мы из Магадана 16 января, через Омсукчан, Северо-Эвенск, Гижигу. Потом — Верхний Парень, Усть-Парень — это уже пошла Корякия. Затем уже Манилы, Каменское. До Корякии шли по магаданскому времени. А дальше — там же смена часовых поясов — перешли на световой день. Ехали, пока солнце не заходило, от рассвета до заката. Убегали от мороза — он заставлял постоянно двигаться. Если выходили на замёрзшую речку или на участок зимника, по которому прошёл, например, «Урал» — двигались быстрее. Если по кочкам, постоянно проваливаясь в болото, — не быстрее 5-10 километров в час. И расход топлива был огромным — до 100 литров на 100 км.

В Каменском нас встретил глава райцентра, даже запчасти подарил. А потом пошли уже левым, восточным тихоокеанским побережьем: Оссора, Тиличики, Ивашка, Хаилино. До Ключей добрались 5 февраля.

– Неужели совсем не страшно было?

– Никакого страха! Хотя серьёзные поломки были — ломался прицеп, его доконали сильные морозы и удары о кочки в тундре. А наши машины практически не ломались, если не говорить о лопнувших от мороза шлангах.

Сделать прицеп на месте мы не могли — нужны были токарные работы. Поэтому снимали запчасти, Володина машина оставалась с прицепом в тундре, а мы с моими штурманами уезжали на 100-120 километров до ближайшего посёлка, где есть мастерская.

Здоровья хватило

– Красотами природы насладились?

– Даты подпирали, и сильно задерживаться мы не могли, так как на обратном пути могут начать вскрываться горные реки. Поэтому отдыхать и наслаждаться красотами было некогда. За всю дорогу видели штук 15 куропаток, двух лис и двух зайцев. Холод был такой, что живность вся попряталась.

Ниже минус 50...
Ниже минус 50... Фото: Из личного архива

Зимние масла замерзали так, что выдавливали их из шланга, как зубную пасту. И снега хапнули хорошо: штурман выходит и проваливается по грудь. Становится на локти и колени и ползёт, проверяет, можно ли там ехать.

– При таких условиях здоровье у всех выдержало?

– Никто ни разу не чихнул! Хотя не раз на ураганном ветру перекачивали топливо в баки. Находишься в машине и видишь, как у твоего штурмана обмораживается лицо — появляются красные и белые пятна, потому что минус сорок и ветерок… Жутко! Но ничего, потом растирали спиртом и всё проходило.

– Как отнеслись к поездке ваши семьи?

– У меня, когда жена узнала, что я еду на Камчатку, то сказала «Ты совсем больной?». И …развелась со мной, — говорит Владимир.

– А у меня супруга — Володя знает её прекрасно — и собирала нас, и помогала, и морально поддерживала. Она нам и обеды носила в гараж.

Подняли планку

– Каким был ваш быт в поездке?

– Жена нашего штурмана попросила видео снять, чем мы питаемся, как умываемся, как в туалет ходим. Мы и сняли — как выходили на улицу ноги мыть: натираешь ноги средством для мытья посуды и опускаешь их в снег, при минус 38 градусах. Нормально! Или выскочил, снегом обтёрся, чтобы не спать, — и поехал дальше. Женщина показала это видео своей подруге во Владивостоке. И та сказала: теперь мой муж не будет жаловаться, что вода холодная — он у меня в холодильнике будет жить! Так мы нечаянно подняли планку мужикам .

Мы видели, как в деревнях ребята живут и работают, ездят по зимникам. Зря говорят, что сейчас мужиков не стало — их много на самом деле!

Кстати, была у нас ещё задача — мы везли подарки северным детям. В Манилах их собрали в актовом зале интерната, учителя попросили нас выступить. Мы передали шоколад, кепки, футболки, наклейки — без всякой коммерческой или политической подоплёки. Рассказали, что мечты сбываются, если не опускать руки.

Готовились к путешествию два года.
Готовились к путешествию два года. Фото: Из личного архива

– Какое чувство испытали, когда, наконец, доехали?

– Когда подъезжали к памятнику медведям, на котором написано «Здесь начинается Россия», меня даже мандраж пробил: я служил здесь в 1992-93 годах, воспоминания нахлынули, — говорит Сергей.

– Как вас встретили в Петропавловске?

– Очень тепло! Бесплатно поселили в отдельной квартире, предоставили для машин тёплые боксы, ремонтную базу. Огромное спасибо камчатским джиперам, которые совершенно безвозмездно уделили нам своё внимание, время и ресурсы!

Досье
Владимир СТРЕЛЬЦОВ родился 24 ноября 1974 г. во Владивостоке. Окончил Уссурийский институт физкультуры и спорта и Владивостокский госуниверситет экономики и сервиса. Двое дочерей. Сергей ЯКОВЛЕВ родился 19 апреля 1974 г. в Магадане, окончил технический лицей, слесарь 4-го разряда. Армейскую службу прошёл в Елизове. Женат, двое сыновей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах