Примерное время чтения: 5 минут
185

Леди капитан Анна

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 01/07/2009

В ИЮЛЕ отмечаются три морских праздника: первое воскресенье - День транспортного, или морского, флота, второе - День флота рыбацкого, и последнее воскресенье - День ВМФ.

Камчатский историк и журналист, автор двух книг, посвященных транспортной эпопее на Тихом океане в годы Второй мировой войны, Алла ПАПЕРНО считает, что в каждый из этих дней надо вспоминать капитана Анну Щетинину.

- КРАЕВОЕ агентство по молодежной политике в начале этого года проводило викторину памяти Анны Ивановны - 26 февраля исполнился 101 год со дня рождения легендарного капитана, - рассказывает Алла Паперно. - Так вот один из победителей викторины оказался не с Камчатки, а из весьма далекого от морей и океанов Белгорода. И я полностью согласна с мнением девятиклассника Алексея Киященко, который в своей работе написал: "Известность Анны Ивановны Щетининой в середине 30-х годов можно было сравнить разве что с последующей известностью Юрия Гагарина. Ее фотографии украшали обложки не только советских журналов, но и сияли на первых страницах многих зарубежных изданий. "Леди капитан Анна" - эта подпись сопровождала ее портреты. Девушки Советского Союза прикрепляли ее фотографии к трюмо рядом с портретами Любови Орловой, Мэри Пикфорд, знаменитых летчиц Гризодубовой, Расковой и Осипенко".

Моряцкая почта

...В СВОЙ первый капитанский рейс Анна Щетинина вышла в 1935 году из Гамбурга на судне, приобретенном для флота Акционерного Камчатского Общества (АКОфлота) и названном "Чавыча". Вымпел АКО был поднят на судне одновременно с Государственным флагом СССР. Обогнув Европу, "Чавыча" зашла в Одессу, где погрузили оборудование для строящейся в Петропавловске судоремонтной верфи, и через Суэцкий канал вокруг Азии пароход пришел на Камчатку с опережением графика.

Моряцкая почта работает не хуже, чем известная своей скоростью цыганская. О том, что на океанском транспорте появилась капитан-женщина, стало известно очень быстро во всех портовых городах мира. А о том, какого уровня мореходом была Анна Ивановна, говорит ее место в списке легендарных капитанов военного времени. В этом неофициальном, но широко известном списке перед ней есть только одно имя - не менее знаменитого капитана Алексея Яскевича.

Ювелирная работа

ВЫСОЧАЙШЕЕ мастерство судоводителя Щетинина проявляла в труднейших ситуациях неоднократно. Об одном из случаев рассказывал Илья Краснопоясовский, служивший военным лоцманом в бухте Ахомтен, переименованной после войны в Русскую. Кстати, минные поля тогда занимали большую часть площади Авачинского залива. В них были сделаны проходы, по которым в Петропавловск и обратно военные лоцманы провели порядка 5000 судов всех типов без единого ЧП.

Так вот, Государственная граница в годы войны проходила в Первом Курильском проливе. Советская территория заканчивалась на мысе Лопатка, но на небольшом расстоянии от него находится риф, вершины которого, вероятно, можно увидеть в сигизийный, т. е. максимальный, отлив. Пролив между рифом и мысом Лопатка называется Камчатским. Глубины в проливе, что у мыса Лопатка, небольшие. Чтобы идти на максимальных из этих небольших глубин, военные лоцманы проложили по дну пролива кабель с маяка на Лопатке. Подходившее к проливу судно связывалось с маяком, и оттуда на кабель подавали сигналы. По этим сигналам судно и проходило опасный пролив.

Другая сторона Первого Курильского пролива - остров Шумшу, тогда японский, с артиллерийскими батареями, нацеленными в пролив. Так что ходить Камчатским проливом можно было, лишь прижимаясь к своему берегу. Задача непростая и для небольших судов. А на крупнотоннажном судне типа "Либерти" длиной 135 метров она оказывалась сверхсложной. Второе такое судно, переданное американцами по ленд-лизу в Дальневосточное пароходство, называлось "Жан Жорес". Приняла его капитан Анна Щетинина. И в первом же рейсе она ювелирно провела судно Камчатским проливом.

Чтобы помнили

...ВО ВЛАДИВОСТОКЕ, где Щетинина родилась и похоронена на Морском кладбище, ее 100-летие в прошлом году отметили достойно. А на Камчатке, откуда начиналась ее слава, почти никак.

"У входа в Авачинскую губу есть мыс Безымянный, - говорит А. Паперно. - Почему бы не переименовать его в мыс Капитана Анны Щетининой - в память о легендарном капитане?"

По мнению историка, это переименование могло бы стать достойной акцией к 65-й годовщине со дня окончания Великой Отечественной и Второй мировой войн.

СПРАВКА

Анна Ивановна Щетинина окончила в 1929 году во Владивостоке морской техникум. Поскольку морского вуза там тогда не было, получать высшее образование она начала в Ленинграде до войны, а диплом получила в 1950 году.

Труд Щетининой в довоенное, военное и послевоенное время был оценен многочисленными наградами СССР, в числе которых ордена Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени... В 1978 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах