Примерное время чтения: 8 минут
210

Погуляли, прошлись, кровушки пролили...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 15/10/2008

В НАЧАЛЕ 90-х годов прошлого века на Камчатке вновь появились казаки. Мужчин в папахах, с шашками наперевес и даже на конях можно было встретить в любом районе Петропавловска. Без них не обходился ни один городской праздник. А потом они... исчезли.

КУДА подевались камчатские казаки и почему они сегодня песен не поют? На эти и другие вопросы корреспонденту "АиФ-Камчатка" ответил местный атаман Николай БЯНКИН.

- Казаки были, есть и всегда будут на камчатской земле. Другой вопрос, что процесс становления нашего движения оказался для многих непосильным, - рассказывает Н. Бянкин. - В 1991 году, так же, как и по всей стране, казаки на Камчатке стали объединяться, надели казачью форму. Мы буквально ворвались в эту жизнь, и к нам устремился поток самых разных людей. Одни думали, что это просто игра, маскарад - казак чарку нальет, шашкой взмахнет, песню споет. Другие увидели в этом лихость и вседозволенность - дескать, погуляли, прошлись, кровушки пролили. Но на самом деле нужно было заниматься серьезными делами, и не с чаркой в руках, а разбираясь в законах, обкладываясь документами, чтобы возродить казачество, так, как это было в царской России, когда казаки несли государственную службу. Нужно было регистрировать нашу организацию, определить цели и задачи, выстроить систему, а не устраивать мальчишник. Казачество - это не общество для мужчин, а часть русского народа, способная к организации.

- Тем не менее, в представлении многих людей казаки - это разбойники, герои залихватских песен...

- Помню, когда я первый раз надел форму, все бросали на меня косые взгляды, отвешивали соответствующие реплики и закидывали вопросами - а почему у вас такие погоны, откуда медали и кресты, дедовские, что ли? Но мы возродились не для того, чтобы веселить народ, а заниматься конкретной, серьезной деятельностью. Сегодня процесс возрождения на Камчатке уже пройден, мы движемся по следующему этапу - становления казачества как госслужбы. Есть понимание, как это сделать, разработана концепция, но, к сожалению, пока не выработан механизм реализации. Так что казаки здесь, на месте, но живут и работают уже в другой экономической системе. Мы просто сняли форму и делаем свою работу.

Чем докажешь, что ты - казак?

- СОГЛАСНО Государственному реестру, в вашей организации состоит около полутора тысяч человек. Кто эти люди? Как вообще доказать, что ты - казак?

- Многие казаки работают в правоохранительных органах, служат в Вооруженных силах, являются депутатами, чиновниками администраций разных уровней, занимаются коммерцией. Командиры атомных подводных лодок, капитаны рыболовецких сейнеров, простые матросы и рабочие - казаки есть везде. Раньше мы требовали подтверждающие документы, но сегодня можно подделать любую справку о том, что ты казак в седьмом колене. Поэтому главное для нас - это мироощущение человека. Ты должен найти казака внутри себя, а не увидеть себя в казачестве - вроде того, что если я атаман, значит, я казак, а коли нет, то на казачество я не согласен. Мы не зазываем народ - эй, айда к нам, у нас форма красивая. Потому что казаком не только надо родиться, им нужно стать и быть. Но раз уж пришел к нам, будь любезен соответ.ствовать, а то мы можем и наказать...

- Николай Васильевич, планы у вас были амбициозные - охрана спокойствия граждан, конная милиция. Почему дела не пошли?

- Мы одно время охраняли общественный порядок по договору вместе с милицией, у нас был свой конный отряд. Но мы ведь не можем работать бесплатно вместо милиции. Наше предложение - продолжать службу на определенных условиях - не вызвало восторга: дескать, извините, денег нет, мы сами тут справимся... Еще один пример. В 1992 году мы организовали на Камчатке первое кадетское казачье училище, где одновременно обучалось 350 ребят. Но и его закрыли, сказали, что "оно нам не надо". Мы даже создали в свое время казачий отряд по рыбоохране. Но когда приезжали на реки, ловили браконьеров, оказывалось, что у всех есть "свои". Там система: один другому позвонил - приказано отпустить... Так что и здесь нам указали на дверь.

- Чем занимаетесь сегодня?

- Воспитательным процессом. В летнее время организуем кадетский казачий лагерь для детей, работаем в школах, со студентами, ведем краеведческую работу. Готовим кадры для казачьей госслужбы. Продолжаем работать над законодательной базой. На федеральном уровне Закон о казачестве в России уже "пробит", сейчас идет работа над программными документами в субъектах. Мы, в свою очередь, подготовили проект закона о казачестве в Камчатском крае. В области он был принят в первом чтении, но на второе не вышел, потому что произошло объединение, и теперь мы вынуждены проводить все процедуры заново. Кроме того, запущена большая программа "Кадеты", которая включает три этапа - создание обособленного кадетского корпуса, кадетских классов в средних школах, а также оздоровительных летних казачьих кадетских лагерей. Дел хватает.

Плеть и шашка стали символами

- НО ЖИВУТ же люди без казаков, и мир пока не рухнул...

- Люди много без чего живут. Часто слышу - я человек мира, и мне неважно, казак ты там или еще кто-то... Но человек не может жить без головы. Каждый, я считаю, должен себя кем-то ощущать, чтить своих предков. Я, например, не могу жить без казачества - мой отец был казаком, и дед, и прадед, и прапрадед. Когда-то они пришли с Ермаком с Дона, покорили Сибирь и пошли дальше. Если ты не помнишь своего родства, тебя можно зомбировать и направить на уничтожение. А человека, за которым стоит стена предков, его славного рода, поколебать нельзя. Вообще, я уверен, ни один человек не захочет, чтобы его род исчез. И чтоб казачьему роду не было переводу, надо, чтоб и детки были, и о стариках всегда помнить и чтить их, тогда и в стране будет всё нормально.

- Николай Васильевич, вы атаман, на вас полковничьи погоны. Кто присваивает казакам чины и звания? Где шьете форму, добываете оружие?

- Атаман - это должность, а чин - казачий полковник. Существует закон Президента РФ о ношении казачьей формы и присвоении чинов казакам, не проходящим воинскую службу. Это для тех казачьих организаций, которые состоят в Государственном реестре. Я могу присваивать казачьи чины до определенного уровня, дальше это делают вышестоящие структуры. Казачьего полковника присваивают указом президента полпреды в федеральных округах. Генеральский чин присваивается специальным указом президента. Однако у нас в России около 400 общественных организаций, которые не входят в Государственный реестр, но эти казаки также носят форму, у них казачьи чины, согласно последнему уложению Российской Империи от 1910 года. В каждой такой организации разработаны положения о чинопроизводстве. А что касается форменного обмундирования, то заказываем мы его, в частности, в Лесозаводске на фабрике пошива военной формы, но надеваем ее по особым случаям. А плеть, шашка, атаманская булава - всё это символы, как, например, кортик у морского офицера.

- Для вас принципиально, в какой партии состоит казак, "белый" он или "красный"?

- Мы надпартийная организация, но работаем со всеми, если нам сродни тот или иной взгляд. Казаки есть и в "Единой России", и в КПРФ, и в ЛДПР. Главное - не впадать в крайности...

СПРАВКА

Камчатку покорили 55 казаков

Решающую роль в освоении Камчатки сыграл сын казака и якутки Владимир Атласов. В 1697 году Атласов, будучи начальником Анадырского острога, с отрядом, в который в том числе входили 55 казаков, присоединил Камчатку к России, установив в честь этого памятный крест. Позже Атласов в своих отчетах составил описание и чертежи Камчатки, сообщил много интересного о природе и населении полуострова. Ему принадлежат первые упоминания о вулканах и горячих источниках.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах