В минувшее воскресенье в краевом центре случилось стихийное бедствие. Долбануло у здания городской администрации.
На улице Ленинская обвалился тротуар. Пешеходная дорожка сползла к дому по Красноармейской, 18. Жильцам предложили эвакуироваться в общежитие, но они отказались. Восстановительные работы долго не могли начаться из-за непогоды. Сотрудники ДПС частично перекрыли движение в сторону ДОФ, пропускали только общественный транспорт и автомобили чрезвычайных служб. Причина ЧП - сильный дождь. А ведь нам еще и землетрясение обещают...
"Выделить все до копейки... Минфин, слышите меня... Через месяц доложить, что сделано!" Фраза Дмитрия Медведева, обращенная к федеральным министрам, усилиями центральных телеканалов облетела всю Россию. Речь шла о сейсмоукреплении Камчатского края.
Казалось бы, жителям полуострова можно облегченно вздохнуть - многие здания не мешало бы подкрепить. Подобные мысли всякий раз приходят в голову, когда во время очередного землетрясения трещинки разрезают дома на части, а с потолков сыплется штукатурка. Теперь мы точно знаем - наша проблема известна и президенту. Но готовы ли у Москвы рецепты ее решения? Каким образом наш край будут укреплять, сколько на это потребуется времени, сил и средств? В этих вопросах попытались разобраться корреспонденты "АиФ-Камчатка".
То, что не все камчатские здания смогут выдержать разрушительное землетрясение, в столице поняли довольно давно. В 90-е годы прошлого века десятки хрущевок были укреплены руками югославских рабочих. Деньги поступали из федерального центра. Однако вскоре финансирование прекратилось, югославы разъехались, а ветхие дома на Камчатке остались. На высоком уровне о них вспомнили лишь пару лет назад. Поднял актуальную тему бывший дальневосточный полпред Камиль Исхаков. Он был единственным федеральным чиновником, который активно интересовался вопросами сейсмики. Камиль Шамильевич ходил по подъездам, рассматривал лестничные площадки, разговаривал с жильцами, пытался изнутри вникнуть в суть проблемы. Он даже подсчитал, что сейсмоукрепление обойдется госбюджету примерно в 10 млрд. рублей. Астрономическая, по камчатским меркам, сумма шокировала местных руководителей.
Миллиардными категориями у нас мыслить к тому времени еще не привыкли. Последовали поспешные заявления, мол, все надо пересчитать, камчатская экономика такие деньги не переварит, чтобы освоить подобные средства, потребуются годы... Шумиха, впрочем, вскоре утихла. Исхакова перевели на другую работу. А в краевом правительстве взялись самостоятельно определить затраты на сейсмоукрепление. Насчитали... 41 млрд. 600 млн. рублей (по ценам четвертого квартала 2007 года).
"В августе Правительство РФ утвердило концепцию программы "Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009 - 2013 годы". В ней говорится и о Камчатке, - рассказывает краевой министр строительства С. ГАМОВ. - Но нас эта концепция не устроила. Она предполагает, что сейсмоукрепление на треть должно финансироваться из регионального бюджета. Для нас это неподъемная сумма. Губернатор доложил об этом президенту, и он с нашими доводами согласился. Думаю, теперь, когда программа будет готова, процент софинансирования окажется значительно ниже, возможно, около 5%".
- Какие дома вы планируете укрепить в первую очередь?
- По данным предыдущей паспортизации, сейсмоусилению подлежат каменные мелко- и крупноблочные 3- 4-этажные здания, обладающие дефицитом сейсмостойкости 1,5 - 2 и более баллов. Но всем зданиям еще предстоит пройти паспортизацию. Многое будет зависеть не только от серии, но и от качества грунта. В российском правительстве полагают, что подготовительный период займет 2009 и 2010 годы, а непосредственно сейсмоусиление начнется позднее. Но мы считаем, что начинать строительные работы необходимо как можно раньше.
- За какой период времени можно освоить 41 млрд. рублей?
- Я не уверен, что мы получим деньги в таком объеме. Но если это произойдет, то в самом лучшем случае потребуется минимум 7-8 лет.
- Если вам удастся воплотить задуманное, то все здания на Камчатке будут надежны и прочны?
- Думаю, нет. В правитель.ственную программу не вошли 828 жилых домов. В основном, они построены до 1972 года. Укреплять эти здания не имеет смысла, их проще и дешевле разрушить, а на их месте возвести новые. Но беда в том, что снос старых и строительство новых объектов сейсмоукреплением не является и финансируется по другой программе. В этом направлении предстоит еще очень много работы...
Наверное, все, что от него зависит, Сергей Георгиевич сделает. В Москву полетят десятки документов с расчетами, сметами, обоснованиями. На их утверждения и согласования уйдут годы. А природа ждать не будет. Если она решит долбануть, то не станет спрашивать разрешения в Кремле или Белом доме.
По прогнозам ученых, сильное землетрясение на Камчатке с вероятностью 49% может произойти в ближайшие пять лет. К этому времени мероприятия по повышению устойчивости объектов не завершатся (дай бог, чтобы начались). А дома (из другой программы), которые уже сегодня никуда не годятся, судя по всему, не тронут. Случись что, они развалятся сами. На их снос и тратиться не придется. Даже эмоциональные речи президента федеральное правительство не расшевелили.
Может быть, небесная канцелярия нам поможет? "Помогла" же она Корякии, где после землетрясения отстроили новый поселок, или Долине гейзеров, которую после схода селя признали чудом России. Кто знает, может, увидев по телевизору, что наши тротуары даже дождя не выдерживают, правительство бросит на укрепление Камчатки лучшие строительные силы страны. Пока землетрясение не случилось. Ведь если долбанет, то, как сказал президент, последствия будут куда более страшные. А затраты - триллионные!