1 июля 2008 года для Камчатки - двойной праздник. Первая годовщина объединения края совпала с датой исполнения последнего из камчатских поручений Владимира Путина.
Побывав в сентябре прошлого года в Вилючинске, президент остался недоволен темпами социально-экономического развития полуострова.
Раскритиковав министров за то, что они "ковыряются в носу и ни шиша не делают", Владимир Владимирович обязал их подготовить план действий по выводу из кризиса камчатской экономики.
Вскоре эта задача была документально оформлена в виде 15 президентских поручений, ответственным за исполнение которых назначили новоявленного премьер-министра В. Зубкова. С тех пор прошел почти год, но в нашей жизни мало что изменилось. Хотя некоторые из поручений, как выяснилось, уже исполнены или исполняются.
"Мы не можем контролировать работу российского правительства, поэтому полной информации у меня нет, - сказал нашему корреспонденту депутат Заксобрания Борис Чуев. - Что-то, безусловно, делается. В Корякии, например, строятся дороги между поселками, 70 млн руб. из федерального бюджета выделено на закупку вездеходов, 530 млн руб. - на обновление авиапарка "Корякавиа". А вот тарифы на морские и авиационные перевозки для предпринимателей снизить не удалось. При нынешнем росте цен на топливо сделать это вряд ли возможно".
То, что не все президентские поручения должным образом выполняются, подтвердили и в краевом правительстве. Добавив, правда, что два главных наказа удалось исполнить. Касаются они энерготарифов и строительства газопровода. Хотя, если разобраться, и с этим не все гладко. От снижения тарифа простые жители Камчатки ничего не выиграли, одновременно взлетевший до небес ценник на отопление вверг обывателя в шок. Крупно проиграли и энергетики. Специалисты прогнозируют, что убытки "Камчатскэнерго" в 2008 году составят один миллиард 200 миллионов рублей. Кто будет их покрывать - пока неизвестно. Да и газопровод, если все же будет достроен, вряд ли принесет нам экономическое счастье.
Учитывая стоимость проекта (по последней оценке Газпрома - 1, 35 млрд долларов), уже сегодня понятно, что камчатский газ будет одним из самых дорогих в мире.
Итак, центральные власти выполнили свои обещания не в полном объеме. Но если бы даже они чудесным образом реализовались, наивно было бы полагать, что Камчатка станет цветущим регионом. В большинстве поручений говорилось не о конкретных делах, а, скорее, о намерениях - "рассмотреть вопрос, разработать план, программу, комплекс мер". Во всем этом у нас и раньше не было недостатка. Перед референдумом об объединении области и округа, например, планировали отремонтировать морвокзал, построить краевую больницу в Петропавловске, взлетную полосу и аэропорт в Палане. Позднее полпред Исхаков всерьез говорил о десятках миллиардов рублей на сейсмоукрепление зданий. Нет теперь ни полпреда, ни тех миллиардов.
Но и готовые проекты на деле оказались не так хороши, как выглядели на бумаге. Знаменитый аквапарк в Рыбачьем, например, был сдан с недоделками, а когда их устранили, сооружение долго не хотели брать на баланс ни военные власти, ни гражданские. (Интересно, а кто бы взял на баланс морвокзал. Если бы его отремонтировали (как обещали) это был бы единственный вокзал в мире, на котором нет ни одного пассажира).
Но делать хоть что-то - все же лучше, чем просто обещать. Тем более, что дел на Камчатке по-прежнему невпроворот. Согласно прошлогодним поручениям президента, надо обустроить пункты пропуска через госграницу, организовать регулярные маршруты каботажных судов на Сахалин, реконструировать лыжные и горнолыжные комплексы и много чего еще. А ответственным за эти мероприятия по-прежнему является премьер-министр. Сегодня его зовут Владимир Путин.