Незадолго до декабрьских (прошлого года) выборов в самом конце рабочего дня в центре Петропавловска устроили фейерверк. А для обеспечения безопасности и для удобства зрителей была перекрыта улица Ленинская, и все машины поехали по Советской.
Так бывало и раньше, но в выходные или праздничные дни. А тот день был рабочим. Люди спешили домой, за детьми, да и по разным другим делам.
Но от магазина "Золотой ключик" до Театральной площади наш автобус ехал почти два часа! Сколько всякого разного можно было услышать в салоне! Люди костерили местные власти, звонили в детские сады и извинялись за опоздание. Но, выехав на Набережную, пассажиры успокаивались.
До следующей пробки. И мы решили выяснить, по каким же причинам на дорогах Петропавловска появляется эта напасть и можно ли с ней бороться?
Причина N 1
Улицы разные - дорога одна
Старший инспектор по особым поручениям управления ГИБДД УВД по Камчатскому краю Александр Мартыненко считает, что главная беда Петропавловска - неразвитая дорожно-уличная сеть. Названия у улиц разные: Петропавловское шоссе, Ленинград-ская, проспект 50-летия Октября, проспект Победы... Но фактически - это одна и та же улица, одна и та же дорога. И если случается затор, скажем, у Дома флота, то в пробке оказываются машины от Театральной площади до 12-го магазина. Потому что объехать пробку невозможно, никаких объездных путей просто не существует.
Почему возникают заторы? Если не говорить о часах "пик" (о них - позже), то одной из причин пробок, даже в более-менее спокойные часы, являются аварии, столкновения автомобилей. Многие горожане помнят пробку 28 января, вызванную столкновением трех иномарок на 8-м километре. Более двух с лишних часов потратили сотни горожан, чтобы преодолеть затор.
По словам А. Мартыненко, сущест-вующие ведомственные нормативы требуют, чтобы сотрудники ГИБДД прибывали на место происшествия через 20 - 60 минут. Но, учитывая, что в Петропавловске не соблюден другой норматив - на число автомобилей в городе должно быть определенное количество патрульных машин (этого нет), а также то, что сотрудникам приходится преодолевать те же пробки, не всегда удается приезжать вовремя.
Причина N 2
Мало парковок и эвакуаторов
Но не только аварии создают проб-ки. Сам видел, один из водителей на обочине, что у бывшего кинотеатра "Парус", припарковал в "час пик" свой джип таким образом, что его машина "выдалась" на проезжую часть примерно на метр дальше, чем рядом стоящие. Результат - дорога тут же потеряла один ряд. Все участники движения от 5-го километра не поехали, а "поползли", теряя время.
Припаркованные у обочины автомобили часто становятся причиной замедления движения на Ключевской, Советской, Ленинской. Автовладельцы действуют по принципу - лишь бы мне было хорошо! Не очень активно, но оборудуются в городе автостоянки. Но водители предпочитают ставить машину так, чтобы видеть ее из окна своего офиса или учебной аудитории.
"В настоящее время у нас отсут-ствует местный закон, позволяющий использовать эвакуаторы, - поясняет А. Мартыненко. - Да и самих эвакуаторов - тоже нет. А то, наверняка бы, нашлись предприниматели, которые быстро навели бы в этом деле порядок".
Причина N 3
Слишком много машин
В утренние и вечерние часы "пик" возникает ощущение, что в Петропавловске все живущие в Ленинском районе работают в Октябрьском и наоборот - так много машин на дорогах. Сегодня в краевом центре зарегистрировано около 100 тысяч "железных коней". По одному на каждых двух жителей. А что с дорогами? Пока ничего.
В громко презентованном документе "Стратегия развития Петропавловска-Камчатского на 2007 - 2013 годы" среди других задач названо строительство "трассы-дублера" для главной дороги от 10 км до Петропавловского шоссе. Там же находим строки о дорогах от СРВ через Аммональную падь на ул. Степную, с ул. Космонавтов на ул. Чавычную, с ул. Блюхера на Молчанова, с ул. В. Кручины на Космический проезд, и так далее. Все это намечается сделать до 2013 года.
А пока... Все что можно посоветовать водителям - это уважать друг друга, не быть эгоистами на дорогах, соблюдать правила. И тогда пробок станет меньше.