С 7.50 утра до 20.00 наш корреспондент присутствовал на избирательном участке N 30.
"А во сколько вообще избирательные участки открываются?", - спросил нашего корреспондента таксист, подвозя его к избирательному участку N 30 в 7.50 утра. "В 8 утра", - ответил наш журналист и подумал: "Чего я так рано туда еду, вряд ли там вообще кто-то будет, кроме избирательной комиссии".
Но, войдя в среднюю школу N 32, где находился участок для голосования, он с удивлением обнаружил небольшую очередь: люди стояли в холле и ждали, когда часы покажут 8.00.
Кто-то опаздывал на работу, а кто-то пришел пораньше, чтобы проголосовать и весь день со спокойной душой заниматься своими делами.
"Мы всей семьей пришли, дел слишком много запланировано, - рассказывала Марина Рубанцова. - Я, правда, многие фамилии вообще в первый раз вижу, так что сейчас подойду к комиссии, пусть мне расскажут про кандидатов".
К сожалению для Марины, члены избирательной комиссии помочь ей в этом не смогли: по закону, вся информация о кандидатах, политических партиях и объединениях вывешивается в специально отведенном для этого месте, рассказывать о кандидатах члены избиркома не имеют права, иначе это будет признано агитацией, которая запрещена за сутки до выборов и в день голосования.
Наконец, двери актового зала открылись, и, предъявив свои паспорта, люди получили бюллетени для голосования. Уже через пару минут в урны опустились около 40 бюллетеней - по четыре от каждого избирателя.
Наблюдатели от партий и кандидатов сделали первые заметки в своих блокнотах. В течение 12 часов им предстояло отмечать каждого, кто опускал избирательные бюллетени в урны. Особенно тяжело это было сделать в период с 12 до 16 часов, когда традиционно фиксируется наибольшая явка избирателей. В эти четыре часа людей, пришедших проголосовать, было настолько много, что у столов с бюллетенями, а также у кабинок для голосования выстраивались длинные очереди. Избирательная комиссия поставила несколько столов, чтобы люди могли знакомиться с бюллетенями, сидя за столом, а ставить свои галочки - в "тайной комнатке". Около 14 часов одна из избирательных урн оказалась настолько полной, что двум милиционерам, которые наблюдали за порядком на участке, пришлось собирать еще одну урну.
"Этот вариант у нас был предусмотрен, - рассказала председатель участковой комиссии Галина Старикова, - поэтому у нас есть еще три такие сборно-расборные урны".
По всем правилам новая урна была опечатана в присутствии избирателей, и вскоре в нее опустились первые бюллетени.
"Люди на этих выборах стоят в кабинках подолгу, внимательно изучают бюллетени, а не чиркают галочку наугад, как раньше, - отметила один из наблюдателей Валентина. - Так что нынешние выборы очень осознанные".
На одной из скамеек женщина внимательно изучала бюллетень и призналась, что сознательно испортит его: "Голосовать не за кого, и раз отменили графу против всех, я поставлю галочки сразу в нескольких квадратиках".
К концу дня стало ясно, что на избирательный участок пришло более 50% избирателей - около 1150 человек. Всего же на избирательном участке N30 (куда относится весь микрорайон Кирпичики) проживают 2207 человек, имеющих право голосовать.
"К счастью, никаких жалоб зафиксировано не было, за весь день только несколько человек попросили объяснить, как правильно заполнить бюллетень, - подвела итог дня Галина Старикова. - Голосование вне помещения тоже прошло без заминок, хотя обычно оно бывает с недоразумениями. Надеюсь, что к утру мы уже сдадим все документы в территориальную избирательную комиссию. Единственное, что у меня вызывает опасение, это то, что из 11 человек только два члена комиссии имеют опыт, остальные работают на выборах впервые".
Через пару минут двери избирательного участка закрылись. Комиссия соорудила общий стол, из избирательных урн было извлечено почти 5 тысяч бюллетеней, начался подсчет голосов.