За две недели до дня выборов, как того требует законодательство, на Камчатке началось досрочное голосование.
Аркадий Николаевич Гилев называет эту процедуру фамильярнее - "досрочкой". Он - член городской территориальной избирательной комиссии, которому и поручена ее организация.
Вдали от дома
- Наверное, везде, но в нашем регионе особенно, без такого голосования не обойтись, - рассказывает А. Гилев. - В целом ряде организаций и предприятий есть работники, которые выполняют свои служебные обязанности вдали от населенных пунктов. Это служители маяков, метеорологи на станциях от мыса Лопатки до маяка Кроноцкий.
Есть погранзаставы в бухте Русской, на мысе Маячном, в Налычево. И когда наступает время досрочного голосования, мы на вертолете (а другого транспорта туда нет) начинаем облет "точек". Группа обычно формируется из шести человек: по два от трех избирательных участков, плюс я. Первые облеты нынешней кампании мы совершили 17 и 18 ноября. Начали с Кроноцкого маяка, на следующий день полетели к военным на мыс Шипунский, к пограничникам Налычевской заставы. В первый день проголосовало 13 избирателей, во второй - 95 человек. На сегодня (22 ноября - Авт.) нам осталось слетать в бухту Русская, на Ходутку, на мысы Круглый, Желтый, Лопатка на юге и мыс Африка на севере.
- Учитывая специфику Камчатки, ход досрочного голосования зависит от капризов погоды?
- Конечно. От погоды зависят маршруты, в которые очень часто приходится вносить коррективы. К счастью, у нас работают очень опытные авиаторы, виртуозы своего дела. Так что обходится без происшествий. Лишь однажды два года назад мы высадили двух человек на Шипунском, сами полетели дальше, но на обратном пути погода вдруг резко испортилась (а там она всегда портится резко и вдруг), и забрать своих коллег не смогли. Не смогли мы их забрать и на вторые сутки. Три дня они провели в воинской части.
- Какие чувства вызывают ваши прилеты у обитателей "точек"?
- Конечно, радостные. И не только потому, что им очень хочется проголосовать, - Аркадий Николаевич смеется. - В тех условиях прилет вертолета - большое событие. Кроме того, с нами всегда передают почту, посылки от родных, какое-то оборудование, продукты питания. Метеорологи, гидрологи, пограничники радуются просто новым людям, новым лицам.
А насчет голосования, за все 5 лет работы на "досрочке" я не помню ни одного случая, чтобы кто-то отказался проголосовать.
Урну в избирком. Женщину - в роддом
- Вы прилетели на "точку", провели досрочное голосование. Можете ли вы узнать его итоги?
- Нет. Специальный ящик для досрочного голосования демонстрируется на заседании всему избиркому, наблюдателям. После этого он опечатывается, нумеруется. После голосования он, уже с бюллетенями, опять опечатывается и убирается до окончания выборов. Только потом его вскрывают вместе со всеми урнами. Так что заранее узнать, кто как проголосовал, невозможно.
- Вернемся к камчатской специфике. Особо запоминающиеся моменты были в практике?
- Помню случай, когда наш прилет оказался более, чем кстати. С мыса Шипунского пришлось вывозить женщину-роженицу. К счастью, успели вовремя.
Помню грустную историю. Как-то мы сели на метеостанции в Кроноках. Встречать нас вышла сотрудница с собачкой таксой. Откуда появился медведь, непонятно. Женщина успела спрятаться в домике, а собачку он схватил и убежал.
- Я правильно понял, что такие путешествия по Камчатке вы совершали на всех выборах?
- На всех выборах, перевыборах, довыборах, на референдуме последних пяти лет.
- Во сколько же обходится один голос такого избирателя для бюджета?
- Час работы вертолета стоит 50 тысяч рублей. Так что считайте. Но по Конституции, каждый из наших "досрочников" должен иметь возможность участвовать в голосовании.
- А нет возможности применять для такого голосования современные технологии? С помощью СМС, например?
- Сотовой связи там нет. Прямая радиосвязь есть, но она неприемлема: голосование у нас тайное. Так что, пока "досрочка" будет выглядеть так.
Кстати
Вообще-то Аркадий Гилев - учитель. Он преподает математику в профессионально-техническом училище N 3. Работа в избирательной комиссии - общественная нагрузка. Дважды в неделю он участвует в заседаниях комиссии, решает оперативные вопросы. За каждый час такой работы ему платят 14 рублей. Во время досрочного голосования он получает дополнительно 100 рублей за каждый "полетный" день.