В начале 60-х годов прошлого века радио на Камчатке было больше, чем просто радио.Газеты из Москвы долетали до Петропавловска в лучшем случае на 3-4-й день, телевидение было только местное и только в областном центре, поэтому голосу из "говорящего ящичка" внимали и в Оссоре, и в Эссо, и в Палане.
По радио шли передачи из Москвы, из Хабаровска. Но особенно камчатцы любили свое, камчатское радио. Ветеран журналистики Галина Васильева вспоминает, как однажды на теплоходе "Совет-ский Союз" она возвращалась из отпуска. Как только лайнер оказался в зоне приема местного радио, на борту включили громкую трансляцию, и пассажиры внимательно прислушивались к сообщениям о том, на сколько процентов выполнили план по добыче рыбаки УТРФ, какие виды на урожай в Заречном совхозе, что за премьеру готовят артисты областного драмтеатра.
И радиодом на Советской, куда в это время пришла работать Галина Тимофеевна, в городе знали все. Сюда постоянно приходили партийные и советские руководители, передовики производства, артисты, гости полуострова, жены рыбаков. Здесь всегда бурлила жизнь. Не замирала она даже ночью. Круглосуточно дежурили технические смены. За постоянно запертой бронированной дверью свои проблемы решали "секретчики". В специальной комнате на диване коротал ночь "утренний" диктор.
Сначала визировали, потом импровизировали
У радио свои особенности. Порой самый говорливый гость перед микрофоном терялся, начинал лепетать какую-то белиберду. Запись останавливали. Пленку отматывали, и все начиналось сначала.
Справедливости ради надо сказать, что самой Галине редко приходилось сталкиваться с такими проблемами - она "сидела" на художественном вещании. Для сегодняшних радиослушателей поясним: художественное вещание - это передачи о литературе, театре, встречи с деятелями культуры, поэтами, писателями - людьми раскрепощенными и умеющими говорить. Уверен, многие старожилы до сих пор помнят героев цикла передач Васильевой "Земляки - камчатцы". И у нее самой к ним до сих пор отношение трепетное. Еще бы! Это нынешняя молодежь не знает, кто такие Станислава Хомченко, Нэлли Суздалова, Иван Олейник.
А ведь это были легендарные личности: хирург от Бога, талантливейшая ительменская поэтесса, педагог-реформатор, так много сделавшие для Камчатки и ее жителей!
Несмотря на скудность материально-технической базы, на радио умудрялись делать тогда даже спектакли. С успехом прошедший даже на московской сцене спектакль по пьесе камчатского писателя В. Кудлина "Штормовое предупреждение" до театра обкатывался как радиоспектакль.
Особая песня в творчестве нашей героини - страничка "От сердца к сердцу" в самой известной и любимой слушателями передаче "Камчатка рыбацкая". Тогда прийти на радио и поздравить дорогого тебе человека с днем рождения, годовщиной свадьбы или просто передать привет было единственной возможностью быть услышанным в море. Часто Галина сама шла в семьи рыбаков. С огромным 8-килограммовым репортерским магнитофоном в переполненных автобусах она колесила по городу, чтобы рыбак услышал: "Дорогой Иван Иванович, я нахожусь в вашем доме. Не беспокойтесь, у вас все в порядке. А сейчас послушайте стихотворение, которое специально для вас выучил ваш сынок".
Галина Тимофеевна даже обиделась, когда я спросил, а действительно ли был случай, о котором болтали в городе - будто бы одна жена рыбака заверяла мужа в том, что она его любит, а в качестве музыкального привета попросила поставить песню "В нашем доме поселился замечательный сосед". Не было такого. Не могло быть, потому что само участие в этой передаче свидетельствовало о действительно настоящей и чистой любви. Это во-первых. А во-вторых, "вживую" в эфир никто, кроме дикторов, выходить не мог. "Живые" передачи появились только при перестройке. А до нее действовало железное правило: "Ты сначала завизируй, а потом импровизируй". Сначала передача проходила редактуру старшего редактора, потом главного, потом начальника всего радио. На этих этапах шла работа над языком, над словом (как считает Г. Васильева, именно этого так не хватает нынешнему радио). Потом точный текст передачи курьер относил в цензуру. И только после того, как на папке появлялся штамп о том, что никакой "крамолы" в тексте нет, начиналась запись.
Среди обязанностей молодой журналистки было и прослушивание пленок, присланных из Москвы (на всякий случай). Однажды она расслабилась и не дослушала где-то пол-минутки до конца передачу о социалистическом реализме. Утром запись прошла в эфир, и Галине влепили строгий выговор. Оказалось, что в самом конце шла ссылка на Н. Хрущева, которого за два дня до этого освободили от должности главы государства.
Здесь Симонов "зализывал" раны
ОТДЕЛЬНАЯ страница в творчестве Г. Васильевой - передачи с участием выдающихся деятелей литературы и искусства, приезжавших на Камчатку. Их героями были певцы И. Кобзон, О. Воронец, Г. Великанова, артисты С. Коркошко, Л. Хитяева, П. Глебов, В. Шалевич, В. Лановой.
В 1968 г. в Петропавловск со своим фронтовым другом фотожурналистом Евгением Халдеем прилетел сам Константин Симонов. Было это не лучшее для страны и для знаменитого поэта время. "Оттепель" закончилась. В августе в Прагу войдут советские танки. Накануне приезда Симонову "досталось" за поддержку
А. Твардовского и его поэмы "Василий Теркин на том свете". Настроение было соответствующим. Но пять дней на Камчатке, встречи с ее людьми произвели на гостей огромное впечатление, придали оптимизма и веры в лучшее. А передачи, записанные Г. Васильевой, слушались на одном дыхании.
Пленки с голосами и гостей полуострова, и выдающихся камчатцев занимали много места в фонотеке. Однажды их погрузили на машину и отвезли в архив. Что стало с записями потом, сохранились ли они, а если и да, то в каком состоянии - неизвестно.
Сегодня Галина Тимофеевна преподает в КамГУ, занимается с будущими журналистами. Очень радуется тому, что среди ребят есть те, кто отмечен Богом и со временем может стать мастером своего дела. Того самого, которому она посвятила всю свою жизнь.
В свободное время смотрит передачи телеканала "Культура", реже слушает радио. Васильева сожалеет о том, что если человек не депутат, не политик, не шоу-бизнесмен и не бандит, то сегодня ему в эфире места почти не находится.
А еще она грустит о передаче "Радионяня", которая, развлекая, учила детей правильно говорить. При нынешнем состоянии образования эта передача была бы полезной не только детям. "Что поделаешь, - философски заключает журналист, - другое время требует и других передач, и других героев".