Примерное время чтения: 6 минут
102

"Власти поняли, что я не опасен"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 31/10/2006

Отец Кшиштоф молод, спортивен, мастер на все руки. На строительстве часовни он и плотник, и печник, и дизайнер. А еще он фанат велосипеда. На нем объездил много стран Европы и Африки. И из Варшавы в Иркутск приехал на велосипеде. Столь долгое путешествие стало для отца Кшиштофа хорошей школой познания русской души и практикой по русскому языку.

Католический епископ Иркутской епархии Кирилл Климович направил молодого священника в Петропавловск. Недавно гражданин Польши Кшиштоф Коваль отметил третью годовщину своего пребывания на Камчатке.

Если не противоречит Конституции

- Отец Кшиштоф, в Петропавловске сегодня всплеск строительства культовых сооружений. Православные достраивают кафедральный собор. Мусульмане собираются возводить мечеть. Строится церковь "Благой вести". Выделена земля для католической церкви. Это нормально для такого небольшого города?

- Если это не противоречит Конституции - то нормально. Каждый верующий должен иметь достойное место, где он сможет молиться. С моей точки зрения, ненормально, когда у православных Петропавловска очень долго не было такого места. Мне хочется, чтобы освящение кафедрального собора на 4-м км произошло как можно раньше. Чтобы мечеть быстрей построили. Как настоятель католической церкви я стремлюсь, чтобы и у моих прихожан появилось достойное место. Пока мы молимся в часовне, которую перестроили из маленького частного дома.

- Я знаю, что землю вам город выделил. Трудно было ее получить?

- Все мои три года здесь я занимался этим вопросом. Написал 16 писем. Посмотрел много участков, которые нам предлагали, но от которых мы отказались.

- Отказались почему?

- А как согласиться с участком, с которого мы должны предварительно перенести 30 гаражей? Мне говорят, эти гаражи построены незаконно. Но ведь это не моя проблема, это проблема властей. Или предложили другой участок, где очевиден конфликт с местными жителями, которые не хотят видеть близко со своим домом неправославную церковь. В конце концов, мы согласились с местом на ул. Батарейной, за старым кладбищем.

- На совещаниях в областной администрации вы обсуждаете общие вопросы, сидя за одним столом с коллегами из других вер. За стенами Белого дома отношения между вами такие же толерантные?

- Я считаю, что Камчатка очень хорошая область в этом отношении. Здесь не нападают на молящихся, не бьют стекла, как в других городах. Когда мы встречаемся с епископом Игнатием, мы всегда приветствуем друг друга. Хорошие отношения у нас с отцом Ярославом, с пастором Анатолием из "Благой вести". Хотя и сложности тоже есть.

Секта свободы не дает

- В последнее время в России заговорили о тоталитарных сектах. Православная церковь к ним очень негативно относится. А католическая?

- И у нас есть понимание опасности, понимание того, что надо каждому человеку, независимо от веры, объяснять, что "тоталитарная" - значит полностью завладевшая человеком, не дающая ему никакой свободы. Что касается слова "секта", то этим понятием можно манипулировать. Это даже не вопрос количества. Потому что по количеству католиков на Камчатке нас тоже можно назвать сектой. Как и православных в Польше. Но никто из нас не считает себя сектой, потому что у нас, в отличие от сект, есть свобода вероисповедания, ответственность. У нас не используется гипноз, нет требования отдавать секте свои деньги, нет обязательства разрывать отношения с членами своей семьи, если те имеют другую веру. Я не могу запретить своим прихожанам общаться с представителями другой веры, смотреть их телепрограммы. Но я должен работать, учить, воспитывать молодежь, чтобы она чувствовала "крючки", которые ей забрасывают, чтобы люди сами определяли, где свое, а где чужое.

Именно в этом я хотел бы теснее работать с православной церковью, но здесь есть те самые сложности, о которых я сказал раньше.

Ездить так, как ездят все

- Отец Кшиштоф, несколько личных вопросов о трёх годах вашей жизни в России и на Камчатке. Есть ли у вас, иностранца, проблемы во взаимоотношениях с местными властями, с миграционной службой?

- Считается, что самое бюрократическое государство в мире - Ватикан. Я сейчас думаю, что в России все же больше любят всякие бумажки. Я уже привык к тому, что если мне нужно взять какую-то справку, мне сначала надо взять другую справку - о том, что мне нужна именно та справка. Например, при регистрации автомобиля.

- Как вы после Европы чувствуете себя на наших дорогах?

- Здесь другая культура езды, другие условия. С этим надо смириться и просто ездить так, как ездят все. Я только не могу привыкнуть к тому, и для меня это ужас, сколько в России ездит нетрезвых водителей. Не мое право здесь что-то решать, но у нас в Польше приняли закон о том, что каждый, задержанный пьяным за рулем, лишается водительских прав на всю жизнь. Ничем здесь не откупишься. Даже если это твоя работа - придется менять профессию.

- Каковы ваши планы на будущее?

- На Камчатке я чувствую себя нормально. Власти поняли, что я не опасен для общества и дали мне регистрацию не на три месяца, а право на длительное проживание. Сейчас я хочу оформить вид на жительство.

- Даже так?

- Чтобы работать настоятелем, нет смысла приезжать на три месяца. Я здесь уже три года. Возможно, лет через 10, после того, как построим церковь, поеду дальше. Хотя на все воля божья!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах