Примерное время чтения: 5 минут
71

Воспользоваться своим шансом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 03/10/2006

В последние полтора десятка лет с газетных полос исчезла столь популярная в годы развитого социализма тема "битвы за урожай". Но это не значит, что крестьянский труд в России стал менее востребованным.

Накануне профессионального праздника корреспондент "АиФ-Камчатка" встретился с человеком, который посвятил свою жизнь одной из самых необходимых обществу профессий.

Получить в собственность землю для фермерства можно и сегодня - законы это позволяют. Только оформление ее будет стоить больших нервов, времени и денег. А тогда, в 1992-м у В. Позднякова на все про все ушло всего несколько дней. В те первые постсоветские годы многие поспешили получать землю, но лишь некоторые из них с ней остались.

Правда, пахотную землю никому не давали. И прежде всего с участка надо было выкорчевать пни, кустарники, убрать элементарный мусор. Многие тогда не выдержали испытаний, расписались в собственной несостоятельности: оказалось, работа на земле - это не только тяжелый труд, но и целая наука! Скороспелые фермеры бросали все и искали другие возможности для зарабатывания денег. У Владимира Григорьевича, Юлии Дмитриевны и их сыновей Игоря и Олега хватило сил, чтобы не последовать их примеру.

Выжить в новых условиях

Помогло то, что у Владимира Григорьевича - выпускника сельскохозяйственного ВУЗа, были знания: ферма - не совхоз с его штатом. Здесь ты сам себе и агроном, и зоотехник, и механизатор, и бригадир. Большую роль сыграло и то, что на своем дачном участке он вместе с женой и сыновьями уже опробывали разные технологии выращивания овощей (правда, в небольшом количестве). Но все же главную роль сыграло желание доказать, прежде всего, себе, что своим шансом выжить в новых условиях они смогут воспользоваться. Кстати, отсюда пришло и название хозяйства - "Шанс".

Первое, что вырастили, были обычные картошка, капуста, морковь. "Тот урожай (а он выдался богатым) радости не принес, вспоминает Ю. Позднякова. - Оказалось, что наши овощи никому не нужны". Начало 90-х годов, всеобщий упадок, оптом ничего никому не продашь. Скупщики предлагали копейки, ссылаясь на то, что у людей нет денег - пошли задержки с зарплатами, пенсиями. Часть того урожая пришлось вывезти на свалку.

После этого Поздняковы сделали вывод: во-первых надо становиться многопрофильным хозяйством, во-вторых не только выращивать, но и самим продавать то, что вырастили.

Вот уже 15 лет существует "Шанс". Его знают в области, его продукцию охотно покупают в фирменном магазине в Елизово и на рынке "У фонтана" в Петропавловске. На месте бывших зарослей кустарников сегодня ухоженные поля с картофелем, капустой, другими овощами. Большие теплицы с огурцами и помидорами, цветами. Много живности: от привычных кур до экзотических для Камчатки цесарок и индеек.

Недавно Владимир Григорьевич, попробовал заняться гусями и утками. Их вылупилось много, содержание обходится в большую копеечку, но оказалось, что спроса на них нет, покупателей мало. Надо сказать, проблема реализация продукции сегодня самая главная для каждого сельхозпроизводителя. Почти исчезли оптовые "спецпотребители" - военные. Меньше стало населения на побережьях. Больше стало дачников. А главное - все прилавки завалены продукцией из-за рубежа.

- Спасибо нашему родному правительству за то, что дает возможность завозить в страну не знамо что: непонятного качества и часто без сертификатов, - язвительно замечает Владимир Григорьевич.

За качество своей продукции Поздняковы отвечают головой: она действительно экологически чистая, никакой химии, никаких ускорителей роста. Правда, стоит она дороже китайской и не каждой бабушке по карману. Зато ею не страшно кормить даже маленьких детей.

- О своем отношении к федеральной власти вы уже сказали. А областные, местные власти помогают?

- Помогать не помогают, но, слава богу, и не мешают.

Земля не может только отдавать

По закону Владимир Григорьевич имеет право наследовать свою землю Игорю Владимировичу или Олегу Владимировичу, или им обоим. Понятно, что отцу не все равно, какой она достанется сыновьям.

- Самое страшное - это то, что камчатская земля истощается. Она - живой организм, а любой организм не может только отдавать, ничего не получая взамен. Через 15-20 лет наша земля может придти в негодность. Надо постоянно поддерживать плодородие: органическими удобрениями, минеральными. У нас почвы кислые. 1 раз в 5 лет в них надо вносить известь - по 400 г. на квадратный метр. На мое поле надо 40 т. А стоит 1 кг извести уже как 0,5 кг сахара. Плюс удобрения дорогие, топливо каждый год растет в цене. Ни один фермер не потянет такие расходы.

Заложить бы восстановление плодородия в национальный проект! Не только фермеры - весь камчатский народ сказал бы "спасибо".

Все 15 лет фермерства Поздняковы ни разу не ездили на материк в отпуск. Но нельзя сказать, что они вообще не отдыхают. Отдыхают, да еще и с огромным удовольствием. Каждую зиму Владимир Григорьевич из профессионального фермера превращается в профессионального охотника и уходит в лес. А что касается Юлии Дмитриевны, то, наверное, в это время она отдыхает от идей Владимира Григорьевича. Но это так - шутка.

КСТАТИ
В начале 90-х годов прошлого века в Камчатской области было зарегистрировано около 700 фермерских хозяйств. Фактически работают сегодня менее 100. Об истинном положении дел в отрасли расскажут результаты сельскохозяйственной переписи, прошедшей в области в этом году. Но, по предварительным данным, площади обрабатываемых земель на полуострове имеет тенденцию к сокращению.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах