Александр Гилёв: Заваливал экзамен в музыкальную школу ради спорта

Фото из личного архива Александра Гилёва

Петропавловск-Камчатский, 14 марта — АиФ-Камчатка. Он мог стать офицером, инженером, даже профессиональным спортсменом. А стал первой скрипкой Камчатки. Сегодня его сложно представить вне сцены, хотя когда-то он специально завалил прослушивание в московскую музыкальную школу.

   
   

16 марта заслуженный артист России Александр ГИЛЁВ отмечает свой золотой юбилей. А накануне дня рождения маэстро поделился с читателями «АиФ-Камчатка» несколькими сокровенными нотами, спрятанными под лацканами его строгого концертного фрака…

Лыжные палки

Об увлечениях

– С детства я серьёзно увлекаюсь горными лыжами. В последнее время полюбил снегоход — он позволяет, пусть ненадолго, но почувствовать себя свободным. Не могу подолгу сидеть на одном месте. Летом прошлого года несколько раз выходил в бухту на катере, рыбачил, путешествовал по Камчатке. В туристической копилке моих достижений — Плоский Толбачик, Горелый, Мутновка. А второй в жизни подъём на Авачу организовал сам — повёл за собой четверых одноклассников, нам тогда по 13 лет было. Родителям сказали, что идём в поход на Синичкино озеро, а сами отправились на Авачинский вулкан. Во время спуска попали в туман, часть пути приходилось идти цепочкой, держась за руки. Когда родители узнали о том, что с нами не было никого из взрослых, всем здорово попало.

Александр Гилёв – заядлый турист. Фото из личного архива

В школе играл в баскетбол, хоккей, футбол. Но всегда знал, пока не выполню своих обязанностей — сделаю уроки, позанимаюсь на скрипке — не могу быть свободен. В третьем классе отец встретил меня на автобусной остановке возле 11 магазина, сейчас это магазин «Ритм», я возвращался с Петровской сопки с лыжными палками. «Что ты здесь делаешь? — спросил он с удивлением. — Возвращаюсь с тренировки. — И давно катаешься? — Месяца два с половиной», — ответил я. Когда мы пришли домой, первым делом он посмотрел дневник музыкальной школы. Убедившись, что я её посещаю, поинтересовался общеобразовательной. Тогда я набрался мужества и сказал отцу, который отличался несколько авторитарным характером: «Ты знаешь, наверное, я буду выписываться из музыкальной школы, я хочу стать горнолыжником». На что папа ответил: «Сынок, поставь палочки в угол и возьми скрипочку, я буду тебя слушать».

На первом курсе музыкального училища мою спортивную судьбу определил уже тренер. Он спросил: «Сколько ты занимаешься на скрипке? — По 4-5 часов в день, — ответил я. — Чтобы из тебя вышел толк, на тренировки надо ходить ежедневно и по 4 часа проводить на горе. У тебя такая возможность есть? — Нет. — Тогда оставь лыжи, возьми скрипочку». И всё же, то, чему я научился, позволяет мне сейчас спускаться абсолютно с любой горы, Красная сопка, Морозка — для меня ерунда.

В подростковом возрасте, когда в головах всех мальчишек происходят брожения, я хотел поступать то в автодорожный, то в суворовское училище. Решение профессионально связать себя с музыкой пришло не сразу. Когда-то я даже нарочно сыграл плохо перед отборочной комиссией из центральной музыкальной школы при Московской консерватории — боялся, что меня заберут в Москву, не хотел уезжать из дома, оставлять Камчатку, и специально облажался. Сейчас, оглядываясь назад, я благодарен настойчивости отца и терпению мамы, часть своей жизни она посвятила тому, чтобы я оставался в музыке.

   
   

«Хочу быть козликом»

О первой скрипке

– Я принимал активное участие во всех детсадовских спектаклях, особенно мне нравилось петь. Помню, как однажды расшалился и меня поставили в угол, музработник тогда сказала: «Ты не будешь козликом в спектакле, потому что плохо себя ведёшь». Я канючил, рыдал, из угла доносилось жалобное «Хочу быть козликом». И в итоге был прощён.

…Когда мне было 6 лет, в сад пришла отборочная комиссия из музыкальной школы. Меня прослушали и пригласили на вступительные экзамены. Среди экзаменаторов был директор музыкального училища Евгений Борисович Воробьёв. Он спросил, на каком инструменте я хочу играть? Я ответил, что на баяне, потому что на нём играет мой папа, и он будет мне подсказывать. Тогда Евгений Борисович сказал: «Знаешь, сынок, боюсь, если ты возьмёшь в руки баян, он тебя раздавит». Надо отметить, что я не отличался высоким ростом. Тогда он дал мне послушать фортепиано, а потом постановил, что играть я буду на скрипке. Это было его решение.

Первый инструмент мне купили в магазине «Спутник». После чего мы с мамой отправились к ней на работу в Халактырский аэропорт. Там я взял скрипку и начал пытаться извлекать звук, звук нёсся, от этого я приходил в восторг. Через какое-то время кто-то из сотрудников аэропорта сказал: «Слушай, Паганини, давай мы тебе покажем другую игру». Так меня научили играть в домино.

Фото из архива АиФ-Камчатка

 О шансоне

– В моей коллекции сложный набор СD-дисков: авторская музыка, джаз, чтобы взбодриться я слушаю традиционный хард-рок — «Deep Purple», «Nazareth», «Judas Priest». Чтобы настроиться на определённый лад, включаю классическую музыку: Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Скрябин. Я влюблён в музыку Шостаковича, она близка мне по духу. Но мой самый любимый композитор — всегда тот, чью музыку я готовлю к исполнению.

Что терзает мой слух? Несомненно, попса. Ещё я не очень уважаю шансон. Особенно не нравится, когда эта приблатнённая музыка льётся с рынка на КП, с которым соседствует наша филармония. Мне давали послушать Елену Ваенгу, предупредив, что это «новое слово в современной музыке», но в её репертуаре я бы отметил не более двух — трёх песен. У Григория Лепса больше положительных моментов, но всё равно, я считаю — эти исполнители не стоят своих баснословных гонораров, в большей степени это просто раскрученный продукт. Всё повёрнуто с ног на голову. Когда была цензура, было плохо. Сейчас цензуры нет, вроде бы хорошо, но из всего этого вседозволения очень трудно отделить зёрна от плевел.

О себе

– Жизнь научила меня взвешивать свои слова. Если пообещал — надо делать. Мужчинам к словам, вообще, нужно относиться более аккуратно, от сказанного многое зависит, ведь пообещав, ты кого-то обнадёживаешь. Ещё одним из своих положительных качеств я бы назвал то, что умею много работать. Если говорить о слабостях — я люблю сигареты, курю с 18 лет. На самом деле слабостей у меня достаточно много. Когда был моложе, их у меня было гораздо больше (смеётся).

Мощная сила

Об автомобилях

- За рулём я с 1993 года. На Камчатке моим первым транспортным средством стал мотоцикл с люлькой «ИЖ Планета — 5». Он до сих пор стоит у мамы в гараже. Я не очень хорошо разбираюсь в механизмах, и со временем пришёл к мысли, что каждый человек должен заниматься своим делом, а универсальных людей не бывает. Мотоцикл нужен был для поездок на дачу. На какое-то время дачная тема исчезла, а вместе с ней — необходимость водить и ремонтировать мотоцикл. Потом один за другим появлялись разные автомобили. Сегодня у меня микроавтобус «Honda Stepwgn» 2002 года выпуска — хорошая лошадь, покупал с расчётом на камерный оркестр. В этой машине отлично помещаются контрабас, виолончель, пульты…

На Караоке-боях от АиФ-Камчатка

 О женщинах

– В женщинах я не люблю эгоистичность, ценю умение работать, считаю большим плюсом способность прощать. Житейская, материнская мудрость, которые заложены в женщинах — мощная сила. Женщине проще управлять мужчиной. «Любимый, прибьёшь, полочку? А посуду помоешь?». Тебе лень, но идёшь и прибиваешь, и моешь. Помню, как в детстве, мама просила меня сделать то, что я не хотел. Она спрашивала: «Сынок ты не хочешь этого делать?». А потом с грустью добавляла: «Что ж, тогда это придётся делать мне». И тогда я шёл и пропалывал грядки, например. Я совестливый человек, для меня это является мощным сдерживающим фактором, чтобы не совершать глупости.

О вере

– Не часто, но я бываю в церкви. Обязательно хожу в храм перед каждой дальней поездкой и по возвращении домой. У меня нет духовника — того, перед кем я бы мог исповедаться. Наверное, к своим 50-ти годам я такого человека не нашёл…

О мечтах

– Я люблю мечтать, часто это делаю вслух, нередко близкие принимают эти размышления как руководство к действию. В мечтах я могу оказаться в любой точке земного шара. Если бы было больше времени и возможностей, я бы посетил как можно больше стран, посмотрел, как живут люди, какую музыку играют, что характерно для той или иной культуры. Мне бы хотелось посетить все знаковые концертные залы мира. А если бы ещё довелось там сыграть, совсем было бы здорово.

Но если говорить о мечтах более реальных, то я мечтаю о строительстве на Камчатке концертного зала и расширении штата оркестра за счёт приглашения новых специалистов. А для этого музыкантам необходимо предоставить жильё и достойную заработную плату. Если я однажды пойму, что этого никогда не будет, Камчатка перестанет меня держать…

ДОСЬЕ

Александр Николаевич ГИЛЁВ родился 16 марта 1963 года в п. Усть-Камчатск Камчатской области. Окончил музыкальный факультет Дальневосточного педагогического института искусств (г. Владивосток). С 1999 г. — художественный руководитель Камчатского камерного оркестра. Заслуженный артист России (2001). Дважды женат, есть дочь.

Смотрите также: