Петропавловск-камчатский, 14 декабря — АиФ-Камчатка. Это ощущение трудно облечь в слова. Оно проникает в нас постепенно, вызывая бурю эмоций во всём организме. Мороз по коже, мурашки по телу — «семечки» по сравнению с ним...
Я — о музыке. Настоящей. Кто слышал саксофон Вячеслава КОРЕНФЕЛЬДА, знают, что это такое. Сам музыкант утверждает, что выдувает из своего инструмента чистую энергетику. В его творческом багаже — сотни произведений, около 50 он держит постоянно в профессиональной обойме.
…10 декабря Вячеслав отметил своё 55-летие. А накануне юбилейной даты маэстро дал для вилючинцев концерт в ДК «Меридиан», показав блистательную программу «XX век – лучшие хиты». В исполнении саксофониста прозвучали лучшие произведения Фрэнсиса Лея, Луи Армстронга, Элвиса Пресли, Дюка Эллингтона.
Вячеслав Коренфельд: – Я ещё в детстве, в 4 классе, играл на кларнете в клубном духовом оркестре. А в 9-м увлеклись с друзьями ВИА – тогда на них мода пошла. Собрались и пошли в ДК судоремонтного завода, к Герману Печорину. Мы ещё не знали, как нам повезло. Герман Александрович был флейтистом и преподавал в Институте культуры, сейчас он профессор кафедры Хабаровского го¬су¬дар¬ственного института искусств и культуры. Вот он нас и организовал, причём с нуля.
Меня определили на саксофон. Печорин дал мне очень многое, главное — настоящую школу. Поставил дыхание, обучил всем необходимым навыкам духовика-саксофониста. Я вставал в шесть утра, шёл в клуб и тренировался — дул длинные ноты. Это необходимо для того, чтобы укреплялись мышцы лица и получался красивый долгий звук. Сложная и муторная работа, но абсолютно необходимая для музыканта моего профиля. 90 % учеников не выдерживают этого этапа — уходят. Я остался. Каждый день тренировался два часа до школы и четыре после – очень хотел научиться владеть инструментом! В 10-м классе мы уже играли на танцах…
Маэстро в своей студии |
Волосы шевелятся
По мнению Вячеслава, сцена сродни наркотику. Раз ощутив успех, огромную эмоциональную отдачу зала, уже не можешь без этого. Все хотят, чтобы им аплодировали… Сейчас к нему на занятия ходят две девочки — они хотят петь! И упорно занимаются — попробовали уже сцену.
…В нынешнем году Коренфельд уже дал больше 60 концертов. Он работает в ресторанах, на корпоративах, в санаториях, в воинских частях. И количество зрителей для него – не главное. В приоритете совсем другое…
В.К.: – Когда играю в военном санатории, то после концерта ещё часа два подписываю свои диски: «Валерию из Архангельска», «Александру из Хабаровска», «Ивану из Мурманска» — там отдыхают военнослужащие из всех городов России. Слушатели после концерта преображаются: знаете, они как будто становятся зомбированными, но по-хорошему. Это магия музыки, вдохновение гармонией звуков. Не знаю, как ещё назвать это состояние и почему оно возникает, но сталкивался с этим фактом не раз. Я берусь играть такие вещи, которые до меня на саксофоне никто не играл. Например, известный саундтрек группы «Лим Бискит» из фильма «Миссия невыполнима». На концертах встречаются люди, которые саксофон живьём не слышали, — они не понимают, что с ними происходит, когда от звучания инструмента волосы шевелятся на голове. А так бывает! Гармония звуков проникает в тело и душу независимо от того, хочет человек этого, или нет…
Тех, кто СЛУШАЕТ, видно сразу. Я часто играю в ресторанах и наблюдаю за посетителями – это хорошая школа, обкатка музыки на публике. Люди разные. Кто-то ест и пьёт, а звуки инструмента воспринимает просто как фон к жеванию. А у кого-то глаза загораются. Когда слушают, подпевают, аплодируют — появляется обратная связь, тогда не надо денег! Получаешь ни с чем не сравнимый кайф отдачи. А иногда — качаешь в одну сторону, как в чёрную дыру… Тяжело. Потому, что ты ему, жующему, не нужен!
Гармония звука
«АиФ-Камчатка»: – Если не секрет, сколько стоит хороший саксофон?
В.К.: – Мой инструмент французской фирмы Selmer стоит 10 тысяч евро, мне его подарил Александр Николаевич Евсеенко, он строил ДОФ в Рыбачьем. Кстати, театральные технологии – звук, машинерия сцены, свет — это узконаправленная специальность в строительстве, и Александр Николаевич в этом мастер. Сцена ДОФа — одна из лучших на Камчатке. А я сейчас играю на саксофоне моей мечты. Этот инструмент сделан по специальному заказу, индивидуально протестирован.
«АиФ-Камчатка»: – Знаю, что у вас особая популярность среди военных…
В.К.: – Я много среди военнослужащих выступал, это самые благодарные слушатели! Мне приходилось давать концерты и на подводных лодках — думаю, мало есть музыкантов, которые могут этим похвастать. Представляете себе концерт для всего экипажа во время вахты по системе внутренней связи? Было это так. На подводной лодке есть система громкой связи «Каштан», которая соединяет командирскую рубку со всеми отсеками. Я играл в этот самый «Каштан» на саксофоне, а каждый моряк на боевом посту меня слушал. Несравнимое ощущение! В кают-компании не раз играл для личного состава. И на пирсе в День ВМФ давали живой концерт для экипажей подводных лодок составом ансамбля «Нептун», которым я руковожу...
«АиФ-Камчатка»: – Для саксофониста одна из главных «фишек» – импровизация. Ваши пассажи всегда вызывают всеобщий восторг. Вы их как-то готовите?
В.К.: – Импровизация состоит из сотен и тысяч маленьких заготовочек, которые отрабатываются всей жизнью, огромным трудом. Иной раз едешь в автобусе, и в голову приходят два-три интересных звука. На репетициях часами играешь, технически отрабатываешь их, изобретаешь интервалы. Чтобы потом, в подсознании, соединить это всё в гармонический рисунок. Вот для этого и нужно музыкальное образование. Как в математике: правильная последовательность расположения музыкального материала.
Концерт в честь Дня флага. Фото УФСИН |
Душа и музыка
В.К.: – Моё кредо как музыканта? Сыграть на хорошем звуке хорошую мелодию и вложить в неё душу — вот и всё!
Юзеф Кадышевич Шклявер, мой педагог по саксофону в училище, говорил: «К концерту ты должен быть подготовлен на 200 процентов! 100 уйдёт на волнение перед выступлением. А 100 останется — как раз то, что нужно!» У него я научился ещё одной вещи: образному созданию концертного номера. Я должен нарисовать мысленно для себя сюжет, образ произведения, как в литературе. С завязкой, интригой, развитием сюжета и развязкой. Нельзя «Бессаме мучо» играть, как польку-бабочку! Сыграть марш по нотам — особенного таланта не надо. А вот вальс — вроде бы что особенного? А я сочинил для себя либретто, чтобы с чувством его исполнить. Например, в начале — как встречаются девушка с парнем, у них завязывается первое нежное чувство. Потом он уходит воевать, она его ждёт… А потом – встреча после войны. И в конце: они уже пожилые, идут рука об руку и вспоминают прожитую жизнь…
«АиФ-Камчатка»: – Традиционный вопрос — о ваших творческих планах…
В.К.: – Готовлю вторую программу, тоже из лучших произведений, это будут инструментальные хиты Фрэнка Синатры, Нино Рота, «Битлз», нашего джазмена Алексея Козлова. Эта программа будет представлена 3 марта будущего года в одном из залов Петропавловска.
Ещё у меня есть ученики — и по вокалу, и по саксофону. Но главное, конечно, — сцена. Когда вижу после концерта вдохновенные лица — понимаю, что живу и играю не зря…
P. S. Второй юбилейный концерт музыканта состоится в Рыбачьем в воскресенье, 16 декабря.
ДОСЬЕ
Вячеслав Семёнович КОРЕНФЕЛЬД родился 10 декабря 1957 г. в Хабаровске. С 1976 по 1979 год служил в Ракетных войсках. Потом 13 лет работал на судоремонтном заводе в Вилю-чинске. Окончил музыкальное училище по классу саксофона. С 1993 г. работает в ДК «Меридиан». С 1981 года – руководитель ВИА «Нептун».