Примерное время чтения: 9 минут
768

Скрипачка без понтов. Музыка продлевает жизнь и избавляет от депрессии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Камчатка 25/04/2012
Фото: АИФ

Завтра, 26 апреля, завершается традиционный фестиваль искусств «Камчатская весна». В этом году его гостями стали всемирно известные музыканты – гитарист Дмитрий Илларионов, виолончелист Умберто Клериче, пианисты Михаил Аркадьев и Ксения Башмет, скрипач Карэн Шахгалдян.

Из года в год программа фестиваля становится всё разнообразнее, но ни одна «Весна» не обходится без участия Камчатского камерного оркестра имени Георгия Аввакумова…

О закулисной жизни оркестра, о том, как научиться любить классическую музыку и в чём заключается концертный дресс-код, корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказала скрипачка Анна ЗАВЬЯЛОВА.

…Интерес к музыке Анне прививали с раннего детства. Вместо колыбельных – симфонии Моцарта с виниловых пластинок и старинные романсы под гитару. Родители Анны – дирижёры-хормейстеры.

Концерт для кукол

- В детстве я мечтала стать известной пианисткой, но когда родители привели меня на прослушивание в музыкальную школу, заведующий отделением Александр Жаринов (основатель Камчатского камерного оркестра. – Прим. ред.) сказал папе: «Для фортепиано у девочки слишком хороший слух». И тогда мне купили скрипку. Учиться в музыкалке было легко и интересно, на уроки нам разрешали брать с собой игрушки. Мишки, зайчики и куклы были моими первыми слушателями. Уже с 3 класса я знала, что в будущем музыка станет моей профессией…

- Тебя когда-нибудь отговаривали от этого решения? Неужели никто не задавал вопрос: а кто тебя будет содержать?

- Когда я училась в музыкальном училище, в стране всё было более-менее стабильно, труд музыкантов и педагогов уважали. Никто не сомневался, что музыкой можно заработать. Но после окончания института во Владивостоке для меня настал период отчаяния. Когда ты отдаёшь себя искусству, ни на что другое времени не хватает… Мне пришлось отложить инструмент на полтора года и стать… риелтором. И хотя видела скрипку во сне, продолжать заниматься музыкой тогда уже не хотелось. Вновь взять инструмент в руки меня сподвиг дирижёр Александр Гилёв.

- Кстати, в Камчатском камерном оркестре есть проблемы с кадрами?

- В камерном оркестре должно быть не меньше 20 человек. У нас так и было, пока люди не стали покидать полуостров и, к сожалению, умирать. Сейчас в оркестре 11 струнников, вместе с приглашёнными духовыми инструментами – 14 артистов.

- А разве на Камчатке не обучают на скрипачей?

- Возвращаемся к вопросу о том, кто тебя будет содержать? Сегодня над ним задумываются больше. Насколько мне известно, в Колледже искусств на кафедре скрипки обучаются всего два человека. Причём такая печальная тенденция прослеживается не только у нас, но и в других городах Дальнего Востока. Учить стало некого, детям стараются давать более надёжные специальности...

Моцарт лечит

- Какая средняя зарплата в оркестре?

- Чуть больше 20 000 рублей, если не учитывать подработок.

- Если бы ты могла сейчас выбирать своё будущее, кем бы ты стала?

- Врачом-кардиохирургом. В детстве моей настольной книгой была «Большая медицинская энциклопедия». Врачи для меня – это люди, которые творят чудеса, спасая чужие жизни.

- А музыка может лечить?

- Однозначно. В начале апреля мы играли концерт с приезжим пианистом Михаилом Аркадьевым. А я так сильно простыла, что была готова выходить на сцену с носовым платком. С трудом отыграла, а на следующий день пришла на работу уже совершенно здоровая. Когда коллеги спросили, что меня так быстро поставило на ноги, я ответила – музыка. Особенно хорошо лечит Моцарт. Учёные доказали – прослушивание его произведений облегчает беременность, продлевает жизнь и избавляет от депрессии.

- Какая музыка тебе нравится?

- Я слушаю всё – классику, эстраду, рок, шансон. Важен не стиль, а исполнение и мелодика.

- Есть мнение, что самые лучшие повара – мужчины. Можно ли так сказать про скрипачей?

- Мужчине легче сделать карьеру, ведь рано или поздно девушки выходят замуж и рожают детей. Кроме того, мужчины сильнее и выносливее, поэтому все виолончелисты и контрабасисты – это, как правило, мужчины, им проще освоить большой инструмент, зажимать струны...

- Есть ли у скрипачей профессиональные болезни?

- Основное заболевание – это шейный хондроз. У всех скрипачей скрученный позвоночник из-за постоянного разворота корпуса на левую сторону. Нужно регулярно ходить на массаж, посещать мануального терапевта, заниматься спортом. Поплавал в бассейне – и марш на сцену, как на праздник – в концертном платье, с причёской и макияжем.

- Кто следит за вашим внешним видом?

- За пошив костюмов отвечает администрация филармонии, личного портного у нас нет, все вещи изготавливаются в ателье. У мужчин в гардеробе два костюма – белый и чёрный, у женщин – платья разных фасонов, но цветовая гамма не богата – чёрные или серые. Все платья ниже колен, выходить на сцену в брюках нельзя, босоножки тоже запрещены. В музыкальном училище нам объясняли, что лучше не надевать на концерт кольца и браслеты. Но, на мой личный взгляд, украшения – это хорошо, женщина должна быть красивой всегда, а тем более если её профессия – сцена.

Скрипка – это сексуально

- Можно ли привить ребёнку любовь к классической музыке?

- Для этого родители должны сами любить музыку. Если с раннего возраста ненавязчиво включать дома классические произведения, то во взрослой жизни они не будут раздражать. Начинать, разумеется, лучше с детского репертуара. И обязательно обсуждать услышанное с ребёнком.

На концерты камерного оркестра часто приводят детей, хотя по правилам до 7 лет это делать не положено. В 2-3 года сложно выдержать всю программу, малыши бегают по залу, требуют к себе внимания, родители начинают на них шикать. Но порой дети ведут себя на концертах лучше взрослых. В филармонии есть квартет «Прикосновение», мы выступаем на различных мероприятиях, а ещё знакомим детей в садиках и школах с музыкальными инструментами, репертуар подбираем соответственно возрасту. Маленькие всегда с замиранием сердца слушают музыку. А вот школьники нашу игру воспринимают порой странно – мол, играйте что хотите, нам всё пофиг. Тогда мы приглашаем на сцену главного пофигиста и просим его сыграть что-нибудь на скрипке. Человек берёт инструмент, но не может извлечь ни звука. Его товарищи хохочут, в их глазах он больше не авторитет.

- Одна из камчатских проблем – отсутствие нормального концертного зала…

- Да, хорошего зала на Камчатке сегодня нет. Для концертов мы арендуем ДК «Пограничник», когда предоставляется возможность, выступаем в Колледже искусств. Но артистам нужен не только концертный зал, но и нормальное помещение филармонии. Сегодня все её сотрудники ютятся друг у друга на голове: оркестр, директор, бухгалтерия. Нет места для индивидуальных репетиций. А ведь должно быть как минимум два зала – камерный на 200 мест и большой с балконом.

- У тебя необычная профессия. Как реагируют новые знакомые, когда узнают, что ты скрипачка?

- Они счастливы. Всем кажется, если ты музыкант, значит причастен к богеме – это подкупает. А ещё я очень часто слышу, что девушка со скрипкой – очень сексуально. Мужчины проявляют живой интерес, спрашивают: «А где вас можно услышать?». Но на концерты приходят не всегда – боятся. У некоторых складывается впечатление о высокомерии артистов. И оно нам действительно присуще, отчасти потому, что приходится смотреть в зрительный зал сверху вниз. Но вне сцены твои музыкальные понты никому не нужны.

- Какие качества необходимы для того, чтобы стать профессиональным музыкантом?

- Терпение, усидчивость, трудолюбие, умение анализировать то, что делаешь. Любая игра – это мыслительный процесс. И каждый день он новый. Кроме того, необходимо уметь абстрагироваться от всех внешних факторов, чтобы на сцене преподнести себя в лучшем виде. Ведь зрителя не интересует твоё внутренние состояние – болит у тебя палец, всё ли дома в порядке… Что бы ни случилось – нужно играть.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах