«Успеть до 15:40», или Как корреспондент «АиФ-Камчатка» получал полис ОСАГО

Ирина Зверкова / АиФ

«Только не останови, только не останови!»,- шептала я, проезжая мимо сотрудника ГИБДД, и старалась изобразить на лице беззаботную улыбку. Причин для моего беспокойство было две: грязный регистрационный номер и просроченный уже на три дня страховой полис ОСАГО. Понимая, что сотрудники полиции, абсолютно обоснованно, могут мне выставить кругленький счет за нарушения ПДД, а еще и отогнать мою машину на арестплощадку, я прямым ходом направилась в страховую компанию, чтобы купить полис и перестать, наконец, шарахаться от служебных машин ДПС. Но мысль о том, что лучше бы я продолжала ездить с просроченной страховкой, в этот день меня посетила еще не один раз.

   
   

Больше платишь – меньше стоишь в очередях

Две недели назад Камчатка прославилась на всю страну тем, что  приобрести здесь  полис обязательного страхования автогражданской ответственности очень сложно и неоправданно дорого. Резко закрылись  филиалы многих страховых компаний, а головные офисы уже несколько недель работают в авральном режиме – чтобы приобрести долгожданный документ автовладельцы дежурят под зданиями и начинают занимать очереди в три часа ночи. Кроме того, необходимо не только  оплатить страховой полис ОСАГО, но и обязательно застраховать что-то еще: жизнь ,здоровье, ценное имущество, что существенно бьет по карману автовладельцев…

Обо всем этом писали местные и федеральные СМИ, но в первом же попавшемся мне на пути офисе страховой компании «Ингосстрах» совсем не было очередей и никакого ажиотажа не наблюдалось. Приветливая девушка-агент посмотрела документы на мою «игрушечную» машину с объемом двигателя 0,7 л., ловко пощелкала кнопками  калькулятора и выдала мне итоговую сумму за покупку полиса ОСАГО и страхования моей жизни – 8 000 рублей. Признаться, таких денег у меня с собой не было, ведь в прошлом году  я отдала страховой компании почти в 2,5 раза меньше. Страховаться за такую сумму я отказалась, но не удовлетворить свое журналистское любопытство не могла. Спросила у агента, где я могу поговорить с начальником отделения, чтобы узнать, чем вызван такой резкий подъем стоимости услуги, однако беседовать со мной, как с корреспондентом «АиФ-Камчатка», руководитель не стала и любезно посоветовала официально записаться на прием к директору головного офиса «Ингосстраха».

Вот так автомобилисты становятся нарушителями. Фото: АиФ / Михаил Юдаев

Так ничего и не добившись, я с окончательно  испорченным настроением оказалась на обшарпанной лестничной клетке, где стала свидетелем разговора двух молодых людей. Говорили они о том, что в районе «Силуэта»  есть компания, где можно купить полис ОСАГО без дополнительного страхования чего-либо. Раздобыв всю необходимую информацию и  продолжая улыбаться всем встречавшимся мне на пути сотрудникам ГИБДД, я доехала до страховой группы «МСК», о которой говорили мои случайные собеседники.

Успеть до 15.45.

Темное, длинное помещение было полностью занято людьми. Они сидели на пяти, видимо специально приготовленных для них, стульях, на подоконниках, «по-простому» на корточках… И с нескрываемой завистью смотрели на счастливых обладателей такого желанного для всех собравшихся документа. Кое-как  пробившись к уже изрядно потрепанным желтым листочкам – спискам, я выяснила, что мой номер в очереди  будет 172.

Как рассказали  автолюбители, которые сидят там уже вторую неделю, в день проходит по 20-22 человека, при условии, что страховая компания работает с 10 – 16 часов. После нехитрых арифметических расчётов стало ясно, что улыбаться сотрудникам ГИБДД мне нужно еще в лучшем случае две недели, кроме того необходимо  каждый день, ровно в 15.45 приезжать на «сверку списков». Происходит это так: инициативная женщина с громким голосом зачитывает фамилии желающих купить полис ОСАГО не втридорога, а вторая, не менее инициативная, разборчивым почерком записывает тех, кто не опоздал  и прибыл на «сверку». Оправдания типа «не отпустили с работы» или «стоял в пробке» не принимаются, всех опоздавших из списка безжалостно вычеркивают, и для них все начинается заново.

Прекрасно понимая, что такой вариант мне, непунктуальной девушке с маленьким ребенком, не подходит, я достала фотоаппарат, чтобы сделать пару снимков для материала. Все как-то встрепенулись, и с разных концов стало доноситься на разные лады: «Вы напишите все, как есть!», «Я сюда уже как на работу хожу», «Это издевательство над людьми!», «Почему прокуратура бездействует?» и тп. Надеюсь, что у всех этих людей каждый день обязательно будут  срабатывать  будильники,  заведенные на 15.45, и им всем в итоге удастся купить страховой полис ОСАГО по нормальной цене.

   
   

Бунт в «Росгосстрахе»

Выйдя из «МСК» я направилась в головной офис «Росгосстраха», который находится неподалеку. Там меня встретили десять уже явно уставших человек, которые строго спросили, есть ли я в списке. Нет, говорю, но готова записаться. Десять – это не сто семьдесят два, можно и подождать, тем более до конца рабочего дня оставалось четыре часа. Известие о том, что я готова сидеть вместе со всеми, а не лезть вперед со словами «я только спросить» и «у меня назначено на это время» сразу расположило ко мне людей в очереди, и каждый посчитал своим долгом рассказать новичку как они устали от этого беспорядка. «Я с  восьми утра сижу, а проходят только юридические лица, которые страхуют сразу по 15-20 машин. Наша же очередь не двигается никак,  - делится автолюбитель Егор Корниенко, - развели бардак, договориться не могут между собой, а страдают люди. Так что устраивайтесь поудобней, сидеть будете долго!»

Заветная бумажка. Фото: АиФ-Камчатка / Катерина Тимофеева

К такому повороту событий я была готова, но, не успела я достать заранее приготовленную книжку, как из кабинета вышла девушка-агент и сказала, что сегодня можно уже не ждать – сотрудник до конца рабочего дня будет заниматься юридическим лицом, которому нужно купить сразу 20 полисов ОСАГО. Но ведь не зря классик еще 150 лет назад написал, что «не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»… Люди, которые устали от бесконечных очередей, устроили такой грандиозный скандал, требовали немедленно позвать начальство,  что сотрудники компании, извинившись, взяли свои слова обратно и  дело пошло быстрее – клиентов начали принимать.

Все с нетерпением ждали, когда выйдет из кабинета  первый счастливый обладатель нового полиса, потому что до этого момента никто точно не знал, сколько денег придется за него отдать. Вопросы агентам во время их перекуров, конечно,  задавали не раз,  но они гордо молчали. Первая же вышедшая из злосчастного кабинета женщина разрушила надежды половины людей в очереди – помимо полиса ОСАГО придется оплатить и страхование жизни, а это еще три тысячи рублей. Итого, автолюбителям со стажем вождения больше трех лет, поход в тот день «Росгосстрах» обошелся в шесть тысяч рублей, мне, как водителю еще неопытному - 6700.

Кстати, я вышла из  кабинета  уже в 17.55. Всем остальным, стоявшим в очереди за мной, сказали уже не ждать, и расходится по домам. За второй частью бунта я наблюдать не стала, просто не было сил. Вышла на улицу, вдохнула морозный воздух, протерла номера и поехала домой, специально притормаживая около сотрудников ДПС. После пережитого дня мне уже ничего не было  страшно. Но они, как будто понимая все, так  и не остановили меня для проверки новеньких документов. 

Прокуроская проверка

Как сообщила старший помощник прокурора края Лариса Шунина, в настоящее время органами прокуратуры проводится проверка по более чем десяти поступившим заявлениям граждан о нарушении страховщиками требований законодательства об ОСАГО.

В ходе проверки нарушения уже были выявлены в Военно-страховой компании (ВСК), Росгосстрахе, Альянсе (РОСНО), Альфастраховании. По состоянию на 15 декабря было возбуждено пять дел об административных правонарушениях за «самоуправство» (ст. 19.1 КоАП РФ) и «оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований» (ст. 14.4 КоАП РФ). Ещё одно должностное лицо отделалось предупреждением.

Если вы столкнулись с необоснованным отказом страховщиков, потребуйте от них мотивированный письменный ответ о причинах отказа. А присутствующих можете привлечь в качестве свидетелей, указав в акте их контактные данные. Такие подтверждения являются доказательством вины недобросовестного страховщика и могут служить основанием для возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении. 

Смотрите также: