Круглые даты у нас принято отмечать домашним застольем или в ресторане с кучей гостей, морем выпивки и танцами до упаду. А корреспондент «АиФ-Камчатка» Татьяна Боева решила сделать на свой «катастрофический» день рождения — 11 сентября — подарок из путешествия автостопом по камчатской глубинке. Начало репортажа читайте в предыдущих номерах еженедельника.
Ягода-брусника
Ещё будучи в Майском, крайней точке нашего с подругой вояжа по Камчатке, мы составили примерный обратный маршрут. Выглядел он так: Козыревск, Эссо, Атласово, Лазо, снова Атласово, Мильково, Петропавловск.
…Козыревск от Майского отличается разительно. Чистые и советские по названиям улицы: Ленинская, Комсомольская, Советская. Аккуратные дома. Брошенных строений нет. Изобилие объявлений на всех столбах и досках о продаже и покупке брусники. В этом году её урожай пришёлся как раз на окрестности Козыревска. В Атласове, говорят, всю ягоду ещё в зелёном виде сорвали на корню.
Ступеньки в снегу. Что радует и огорчает стариков в камчатской деревне>>>
На небольшой площади — отправная точка для туристов, направляющихся на Толбачик и к другим вулканам. Соответственно процветает и гостиничный бизнес. В одной из частных гостиниц я насчитала до 10 домиков, в каждом — от двух до четырёх топчанов-кроватей. Во дворе отдельно — туалет с цивильным унитазом и рулоном хорошей туалетной бумаги, есть и душ с бойлером. Хозяев, правда, не оказалось дома — уехали за брусникой. Поэтому переночевали мы в другой гостинице, возле автостанции. В двухкомнатной квартире — пятиместный номер, по 700 руб. с носа. Горячая вода — из бойлера, на кухне — портативная газовая плитка, электрочайник и набор посуды. Время заезда-отъезда по часам не отслеживается — всё очень демократично, ключи взяли сами, когда пришло время уезжать — сами отдали. Никто ничего за нами не проверял.
Гуляя по Козыревску, мы выяснили, почему здесь нет брошенных домов. Валентина Петровна, с которой мы вместе шли в магазин, рассказала, что, как только дом опустеет, его тут же сносят, чтобы не портил вид посёлка. Женщина живёт здесь недавно и сетует на то, что в магазине овощей не купишь. Конечно, один раз у местных можно на борщ капусты и свёклы попросить. Но на каждый день не напросишься, а огородную продукцию здесь продавать не принято, у всех всё своё. Но для приезжих — проблема. И столовой в Козыревске нет. Мы с подругой закидывали в себя сублимированный «Доширак».
Камчатская пенсионерка вырастила сад своей мечты>>>
Зато в Козыревске есть пекарня, и на следующее утро я сходила в магазин за горячим местным белым хлебом по 45 рублей — он был гораздо вкуснее городского.
Люди в этом посёлке просты и приветливы. Например, в магазине, пока подруга определялась с ассортиментом для вечернего чая, стоящий рядом здоровенный щетинистый детина, явно только из леса, купил и подарил ей… арбуз. Просто так, от широты душевной. Причём весила полосатая ягода килограммов пять. А уж как была вкусна — не передать!
Налог на землю
А волнуют жителей тихого зелёного посёлка те же вопросы, что и нас с вами. Качество медицинской помощи. Ситуация с былыми рыбными богатствами и вырубка леса. Отсутствие работы со стабильным доходом. Здесь, в глубинке, она в особом дефиците. Поэтому и пустеет Козыревск во время ягодного сезона: все в лесу, на сборе дикоросов, как раньше на картошке… Не оставляют равнодушными селян и российские законы.
Картошка под одеялом.Что волнует камчатских пенсионеров>>>
– Зачем налог на землю платить на селе? — спрашивает в сердцах пенсионерка Нина Алексеевна, прожившая в Усть-Камчатском районе всю сознательную жизнь. — Да здесь земли — немерено, лес за огородом. Дайте людям жить спокойно, осваивать далёкие территории! Вон в Майском медведи уже собак едят, отвоёвывают потихоньку землю у людей. Может, наоборот, приплачивать своим гражданам, тем, кто отважился селиться на дальних рубежах страны? Или это специально для кого-то землю освобождают?
…Уезжали мы из Козыревска по обычной схеме: подошли на автостанции к стоящей машине и попросили довезти до трассы. А потом и постоять с нами в лесу, пока попутная машина не подберёт. Парни, электромонтажники из усть-камчатской фирмы, согласились — они всё равно томились от ожидания, пока оборудование привезут. И довезли, и постояли бесплатно.
Вскоре нас подобрал навороченный джип. То был Александр, коммерсант с брусникой. Он же охотник, и рыбак. Но в отличие от прежних собеседников, Александр был недоверчив и секретов своего бизнеса не выдал. За неспешным разговором на общие темы мы доехали до поворота на Эссо.
Здесь нас застал дождик. Вынули зонтики и стояли, смеясь, как грибы-мухоморы, под дождём среди чащи. Вспомнили поверье, что на перекрёстке трёх дорог нужно желание во все три стороны громко прокричать: небеса услышат — и примут заказ к исполнению. Момент был подходящий: глухой лес, отсутствие свидетелей, пустынное полотно дороги на три стороны света. Подруга прокричала о том, что хочет поехать в Австралию. Я — о желании иметь собственный дом…
Минут через десять подошёл автобус из Петропавловска — он и довёз нас до Эссо. Но это — отдельная история.
СПРАВКА
В 1876 г. в Козыревске проживало 78 человек, все камчадалы. К 1930 г. основную этническую группу населения составляли камчадалы, потомки от браков русских крестьян и ительменов. В 2007 г. Козыревск по численности населения находился на 22 месте среди всех населённых пунктов Камчатского края, в нём проживало 1,7 тысячи жителей.