Примерное время чтения: 8 минут
692

«Россия 360»: пилоты восхищаются россиянами и переживают за Север

Фото из личного архива путешественников

«Вы сумасшедшие!», «У вас не получится!», «Ничего не выйдет!» — говорили им многие. Но они всё-таки рискнули и, как видно, не зря. На маленьком однодвигательном вертолёте Robinson R66 участники экспедиции «Россия 360» Игорь ГУРЖУЕНКО и Виктор СИДЕЛЬНИКОВ пролетели уже пол России. Далеко позади остались Москва, Петербург, Светлогорск, Воркута, Туруханск, Норильск, череда маленьких северных посёлков…

13 августа пилоты прибыли на Камчатку. В экстремальном вертолётном вояже вокруг России наш полуостров стал экватором — золотой серединой путешествия.

В гостях у «АиФа». Фото Натальи Паниной

– Идея пролететь на вертолёте через всю Россию возникла у нас давно — в сентябре прошлого года, — улыбаясь, рассказывают путешественники, сидя в пресс-центре «АиФ-Камчатка». — Готовиться к приключению мы начали за полгода, но впоследствии поняли, что 6-ти месяцев маловато. Вертолётное путешествие очень специфично — необходимо согласовать десятки разнообразных разрешений, просчитать, где можно приземлиться на дозаправку, забронировать места на ночлег. Для этого у нас в Москве работает штаб. Сами мы прошли сложную лётную подготовку… Мы обходим Россию на все 360 градусов, поэтому экспедиция и называется «Россия 360».

Курорты? Неинтересно!

Аналогов этой экспедиции в истории как российской, так и мировой авиации нет, зато есть аналог велосипедный. Пилоты путешествуют почти по той же кривой, по которой около века назад на двухколёсном коне проехал известный путешественник Глеб Травин.

Пролетая над всей страной и останавливаясь в различных необычных местах, Игорь и Виктор не только любуются красотами родины, но и фиксируют всё увиденное в текстах, фотографиях, видеосъёмках. После возвращения домой путешественники планируют издать книгу, снять фильм и провести по стране большую фотовыставку о своём удивительном двухмесячном перелёте…

Пейзажи завораживают. Фото из архива путешественников

– Наш проект совершенно не коммерческий. Мы не преследуем ни рекламных, ни политических, ни финансовых целей, — рассказывают пилоты. — Некоторые СМИ писали, что, дескать, молодцы парни, денег на рекламе сейчас «срубят». Но это абсурд. По этому поводу есть хороший анекдот: «Знаете, как в авиации стать миллионером? Надо просто быть миллиардером!» (смеются).

– Наша вылазка — это пусть и необычное, но путешествие, — продолжает Игорь Гуржуенко. — Хороший способ потратить накопленные деньги. Те же средства можно спустить на дорогих курортах Америки, Европы, тропических островов. Но это скучно и не интересно. Сделать что-то стоящее в жизни — вот это интересно! Вот мы и делаем! Я с детства мечтал связать свою жизнь с авиацией и видите, пусть в 47 лет, но связал! Мы хотим доказать, что все мечты могут сбыться. Главное, не сидеть на диване, сложа руки. Если внутри есть драйв, если есть интерес к жизни — достичь можно всего!

Сухой закон и «просрочка»

Для экипажа «кругороссийки» — так экстремалы называют своё путешествие в узких кругах — главное в пути — безопасность.

– Мы не хотим ставить никаких скоростных рекордов и никуда не торопимся, не лезем опасностям на рожон. Если на улице туман — «сидим». Благо, у нас всегда есть чем заняться — мы много пишем, обрабатываем фото и видео. Можно сказать, что мы первое в мире вертолётное интерактивное СМИ (смеются). Кстати, у нас на борту сухой закон. Это тоже вопрос безопасности. Нам, говорили, конечно, что самая ценная валюта на российском Севере — это спирт. Но мы, посовещавшись, решили всё-таки на борт его не брать…

На просторах Родины. Фото из архива путешественников

На протяжении всего маршрута самые тёплые и радостные эмоции у пилотов вызывают… россияне.

– На своём пути мы встречаем очень большое количество хороших людей. В крупных городах и маленьких посёлках нас встречают с нереальным позитивом, энтузиазмом и радушием. Для нас этот факт стал большим открытием. Оказывается, хороших людей в нашей стране немало. На Севере много добрых людей. Теперь мы поняли, что главное богатство этих суровых российских земель — это не золото, не нефть, не газ и даже не спирт, а люди, которые там живут…

О российском Севере говорят путешественники много. Правда, чаще всего с болью.

В вымирающем селе на Камчатке людей хоронят бесплатно >>>

– Очень грустно наблюдать, что сейчас происходит на наших северах. Мыс Шмидта, например, в котором раньше жили 15 тысяч человек, сейчас сократился до двух жилых домов. Фактически мёртвый город стоит, безлюдно, по пустынным улицам носятся стаи бродячих собак. Жутковато. Серое небо, пасмурная погода, развалины… Очень гнетущее впечатление. Тоже самое в Тикси, отчасти в Певеке… Авиационная инфраструктура здесь практически на нуле. А о полярных метеостанциях и вовсе говорить не приходится. Раньше их хорошо обеспечивали, а сейчас повсюду – разруха. Очень многие станции закрыли… Страна губит свою метеослужбу… Иностранные сайты сегодня в разы лучше прогнозируют погоду в наших северных посёлках, нежели чем метеостанции, там находящиеся…

В Певеке. Фото из архива путешественников

Удивлялись путешественники не только разрухе, но и ценам на продукты, которые порой в десять раз были дороже московских, и качеству еды, лежащей на прилавках.

– Жители центральных регионов не привыкли к тому, что у купленных продуктов нужно проверять срок годности, — объясняют столичные пилоты. — Но после визита в один из северных посёлков мы это делаем регулярно. Там мы купили целую продуктовую корзину. А потом выяснилось, что у 90% продуктов срок годности закончился 2 года тому назад. И этим питаются люди там живущие… Ассортимент продуктов везде очень скудный, но при этом местные хозяюшки готовят очень вкусно. Нам довелось побывать на обеде, приготовленном жёнами пограничников — пальчики оближешь!

Ждут города и семьи

Огромная стрекоза — схожесть экспедиционного вертолёта с этим насекомым бесспорна — может преодолевать довольно большие расстояния — 1000 км без посадки. Впрочем, перелёты у путешественников, как правило, короче — коррективы вносят туманы и сильные ветра.

Погода пилотам благоволит не всегда. Фото из архива путешественников

– Два раза нам пришлось ночевать прямо в открытой тундре, — вспоминает Игорь. — Улететь мешала непогода. Часто приходилось буквально пробиваться сквозь туман. А так, ночи проводим в гостиницах, зачастую «худеньких». У вас, кстати, в гостинице остановились, надо сказать, шикарной. Хотя мне теперь все более менее уютные заведения кажутся фешенебельными пятизвёздочными отелями…

С восторгом путешественники рассуждают о российских лесах, сопках, горах, животных…

– На чукотском пляже мы увидели белого медведя. Не могли не сфотографировать. И бурых там тоже встречали. Но на Камчатке их гораздо больше — пока летели над вашими просторами — видели и одиноких мишек и целые семейства косолапых.

Мишка на Севере. Фото из архива путешественников

…После Камчатки членов экспедиции «Россия 360» ждут Магадан, Якутск, Красноярск, Новосибирск, Омск…

А дома в Москве путешественников ждут их семьи. Они, кстати, к увлечению мужчин относятся с уважением и пониманием. А сами пилоты уже подумывают о новых экстремальных затеях.

– Мыслей у нас много роится разных. И связаны они не только с Россией — и в кругосветку можно пойти, и в межконтинентальные полёты отправиться. Есть идея перелёта в Австралию, по Африканскому континенту, на Северный полюс. Но пока главное успешно завершить эту поездку.

Впереди ещё половина пути. Фото Натальи Паниной

Когда точно вертолёт приземлится в аэропорту Домодедово — пока неизвестно. Но завершить маршрут пилотам необходимо до конца августа — 1 сентября Игорь Гуржуенко обещал дочери отвезти её на школьную линейку…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах