aif.ru counter
294

И жизнь, и слёзы, и любовь первой классной мамы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ-Камчатка» 01/09/2015
«Нужно идти в ногу со временем...»
«Нужно идти в ногу со временем...» © / АиФ

«Ты — чужая мама! — выпалил ей однажды родной сын сгоряча, — потому что всё время с другими детьми!». Женщина горько вздыхает, вспоминая: «Ну что же делать, если я так люблю свою работу? Очень люблю!» — и на её глаза наворачиваются слёзы.

Школа для неё — всё. Вторая семья, второй дом, работа, увлечение и хобби. Здесь она и с мужем познакомилась — учились вместе. В эту же родную школу вернулась молодым специалистом после окончания педучилища. 1 сентября 2015 года учительница начальных классов Наталья Смирнова снова приняла больше 20 первоклашек, уже в одиннадцатый раз. И среди них дети и внуки бывших выпускников родной школы…

Театральный дебют

Учебное заведение, в которое так влюблена Наталья Александровна, — самая отдалённая в Петропавловске средняя школа № 17, что в районе Завойко. Серое здание с облупленным фасадом поразило огромным просторным холлом и… лужей на полу прямо в его центре. Оказалось, крыша течёт. И это несмотря на то, что в прошлом году её перекрывали.

Но разговаривали мы с ясноглазой учительницей, просто лучащейся доброжелательностью, совсем о других материях. Да-да, о разумном, добром и вечном.

…Организаторскими способностями и недюжинной энергией юная Наташа отличалась с детства. Она была вожатой у октябрят и пионеров, председателем Совета дружины, затем секретарём комсомольской организации, обожала заниматься с малышами и всегда помогала учителям.

В 8 классе активистку-комсомолку отправили в «Орлёнок». И там судьба Наташи могла повернуть совсем в другую сторону. Она участвовала в спектакле «Мистер Твистер миллионер», где играла дочку олигарха, Капу. Юную актрису заметила группа москвичей из Щукинского театрального училища. По окончании спектакля Наташе вручили письменное приглашение после школы приезжать поступать в Москву. Но родители творческий пыл дочери остудили: никакой столицы! Учиться? На здоровье! Но только дома!

Так Наталья стала учительницей. Причём в педучилище, на школьно-пионерское отделение, её приняли сразу на второй курс благодаря блестящей характеристике и отличным оценкам в аттестате. А артистические способности самым удивительным образом проявились через годы, но… теперь уже у внучки заслуженной учительницы.

В этом году Наталья Александровна стала мамой 20 первоклашек, уже в одиннадцатый раз. Фото: АиФ/ Дарья Антонычева

Позиция у доски

– Мне всегда очень нравилось учиться! — с увлечением рассказывает Наталья Александровна, сидя за своим широким и удобным столом — его сделали по специальному заказу благодарные родители. — Представляете, я и сама в первый класс пошла в этой школе, и практику здесь проходила, и теперь сама преподаю. И лучше этой работы ничего не знаю! А мой первый классный руководитель, Валентина Евгеньевна Доценко, сейчас директор школы.

У меня даже муж секретарь: помогает и писать, и печатать, и на компьютере данные обрабатывать. 12 сентября 35 лет будет, как он меня терпит такую. Я его из армии ждала три года, дождалась, и мы сразу поженились. А дети каждый год меня «увольняют»: «Мама, уходи с работы, занимайся с внуками!». Но я живу школой, не могу без неё!

– За годы работы у вас наверняка сложилась собственная система преподавания. Поделитесь её секретами?

Кстати
В этом году Камчатский педагогический университет окончили трое бывших выпускников Натальи Смирновой.
– Учили меня педагоги старой закалки — я до сих пор пользуюсь многими элементами их методик, которые никакие новации не заменят! Моя позиция — больше писать! Старательно, красиво и грамотно. С навыками письма, давно доказано, связано развитие мыслительной деятельности. Вот сейчас ждём комплект компьютеров для каждого ученика на стол. Это хорошо! Но, когда я открываю тетрадь и вижу, что за весь урок русского языка написано всего три строчки, становится не по себе. На кнопки они дома понажимают! А на уроке — писать! Рукой! И в тетради, и на доске, выводя каждую буковку — я требую этого от всех детей!

Родители сами разлиновали мне доску — сейчас ведь новые доски гладкие приходят. А у меня и старая есть, деревянная, в клеточку. Дети её очень любят и сами просят мелом на ней писать. Доске этой уже 20 лет, от неё тепло идёт, когда подходишь. Реликвия!

Конечно, нужно идти в ногу со временем. Но и старого, проверенного, забывать не надо. Вот представьте, если свет выключат — что тогда делать с интерактивными досками? Весь учебный процесс полетит…

Вспоминаю слова моего первого директора Любови Николаевны Сахаровой: «Лучше мела, тряпки и доски нет, и ничего не будет!». Я и старые учебники не выбрасываю — в них много полезного, очень продуманные, интересные задания. И перфокарты цветные бумажные храню для разнообразия — дети любят с ними заниматься.

Прогресс и метод тыка

– Дети за это время сильно изменились?

– Разница, конечно, есть. Дети стали другие! Помню, когда я начинала свою «карьеру» в 1981 году, у нас было 6 первых классов, и в моём сидели 38 учеников! Тогда пять-шесть из них не слушали урок, а сейчас наоборот — только пять слушают! Сложив ручки, как раньше, не сидят. У современных детей даже взгляд другой — несмышлёныши остались в прошлом! Более продвинутые, умненькие, раскованные. Как бы это точнее выразить? Вольные! Уверенные в своих правах, свободно ориентируются в окружающей среде. У меня внучка в три с половиной года в смартфоне разбирается лучше, чем я!

Современные дети более продвинутые. Фото: АиФ/ Дарья Антонычева

И даже в многодетных и малообеспеченных семьях дети более развиты, чем раньше. И сейчас внедряются новые программы, ЕГЭ будет уже в 4-м классе. Теперь для первого класса готовлю элементы тестовых заданий.

– Вы считаете это прогрессивным нововведением?

– Честно говоря, я противница такой перемены. Посмотрите, что получается — выбор методом тыка? Но ведь ответ может быть случайным! Дети перестают думать, вот что самое опасное. Я уверена, для проверки знаний нужно выбирать такие работы, которые заставляют размышлять: обучающие сочинения, логические задачи, геометрические ребусы, развивающие мышление. Или, например, проектная деятельность по «Окружающему миру» — новая, очень прогрессивная методика. Дети сами выдвигают тему, добывают исследовательский материал из разных источников, приносят атласы и энциклопедии толстые из домашних библиотек — оказывается, в наше время такие ещё остались! У ребят глаза горят!

Это — моя педагогика!

– Сейчас общество достаточно разобщённое, делится на бедных и богатых и каждый сам по себе. В классе эта особенность прослеживается?

– Нет! Мы в классе очень дружны, у нас нет разделения по имущественному признаку, и это — моя педагогика! Иной раз смотришь, в коридоре упал ребёнок из младших классов, и никто из старших не поможет, равнодушно идут мимо. Но моего класса это не касается! Мы — один за всех и все за одного, я сознательно культивирую сплочённость и взаимную поддержку. Очень много времени с детьми провожу, ходим летом в походы, зимой — на лыжах. На каникулах часто играем в коллективные игры: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес». Я у них — Якубович! Придумываю интересные задания. Родители сделали для нас круг с секторами, всё как положено, есть и сектор «Приз», и две шкатулки. В шкатулки я кладу вместо денег шоколадные медали. Дети в восторге, они прямо ждут каникул, чтобы провести это «Поле чудес»!

Дни рождения детей отмечаем день в день. Родительский комитет собирает деньги на подарки. И знаете, что интересно? Подарки закупаем всем одинаковые, и дети знают, что им подарят. Но всё равно ждут и очень радуются!

У нас целый ритуал разработан: ставим стульчик для именинника перед доской, дарим подарок и каждый, кто хочет, говорит свои пожелания. Получается очень трогательно, иногда — неожиданно. Например, были такие: «Удачно выйти замуж!», «Быть независимым в этом мире!», «Чтобы денег побольше!» — а на моё удивление в ответ — «Да, Наталья Александровна, от этого многое зависит!». А после именинник угощает всех конфетами, которые приносит его мама.

И это очень важно — воспитать доброту, отзывчивость, дружбу. От классного руководителя многое зависит! Мы даём основу, базу общения. Тепло отношений я считаю не менее важным, чем знание программы. А может быть, и более…

– Вы очень молодо выглядите. Это от общения с детьми?

– У меня как-то сын спросил: «Мам, а ты чувствуешь свой возраст?». Я задумалась. С моими учениками вместе скачешь, играешь, кипишь в одном котле. Однажды смотрю, Оксана из моего первого выпуска, которая работает у нас в гардеробе, пинетки вяжет. Кому, спрашиваю? «Внуку! Я скоро бабушкой стану!». Я и обомлела. Это если она, моя первоклассница, уже бабушка, то я тогда кто?

Так что стареть мне некогда! Где-то лет в 35 мой возраст остановился. На столько себя и чувствую.

Досье
Наталья Александровна СМИРНОВА. Родилась 23 июля 1961 года в г. Совгавань Хабаровского края. На Камчатку приехала вместе с родителями в 1963 году. Окончила 17-ю школу в Завойко, Камчатское педагогическое училище. Награждена знаком «Почётный работник общего образования Российской федерации». Младшая сестра тоже учительница начальных классов. Два сына, шестеро внуков.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах