Эта худенькая невысокая женщина привыкла ставить перед собой серьёзные задачи и всего добиваться сама. Водить машину получше любого мужчины, плавать в бассейне наперегонки с дочерью, ходить на лыжах, кататься на коньках и роликах в роллердроме для неё в порядке вещей. А ещё — одним взглядом успокаивать класс и решать в городской думе масштабные задачи.
История с географией
Ирина РЫКОВА играла в учительницу с детства. Родителей часто не было дома. А старшие брат и сестра предпочитали заниматься своими, более взрослыми делами, оставляя младшую дома одну. И Ирина, чтобы не скучать, приглашала к себе кучу детворы — вместе они играли в школу, где будущий педагог всегда была учительницей. Потом, когда девочка пошла в школу, ей очень повезло с первой наставницей: до сих пор Ирина Васильевна помнит тёплый образ Галины Ивановны Ворошевой, женщины строгой, справедливой и необыкновенно доброй. Наверное, благодаря талантливому педагогу нынешний депутат городской думы и стала учительницей.
А Ирина, окончив педучилище и поработав год в школе, поняла, что педагогика — её призвание. И поступила на заочный в педуниверситет.
– Я очень люблю свою профессию, — рассказывает Ирина Васильевна, — и без детей жизни своей просто не представляю.
– Но ведь это очень сложно — найти контакт с каждым ребёнком. Тем более что современные дети, наверное, далеки от идеала воспитанности восьмидесятых?
На одной ступеньке
– И как же вы выходите из положения, каждый день заходя в такой непростой класс?
– Секрет — в индивидуальном подходе. Я подбираю ключик к каждому, нахожу свою изюминку даже в самом капризном ребёнке. И потом настраиваю класс, как дирижёр — оркестр. Плохих детей не бывает! И я с ними на равных: встаю на одну ступеньку и стараюсь, чтобы они до меня дотянулись. Прежде всего, нужно быть для ребят другом! И у меня получается. Я очень люблю детей, и они меня понимают с одного взгляда! Я знаю, как дать им всё необходимое: знания, теплоту, воспитанность. В моей педагогической практике было много всего. Более десяти лет, до 2011 года, я работала летом в детском лагере «Алые паруса» — это моё детище. Там прошла путь от воспитателя до директора лагеря и в должности директора проработала почти 8 лет. Это очень ответственное дело!
– А бывает, что вы на учеников кричите? Не все ведь понятливые…
– Повышаю голос — да. Голос — это мой инструмент и моё оружие. Есть дети, которые понимают даже взгляд, а есть — только крик. Но на крик я никогда не перехожу — не выношу грубости. Наоборот, могу и шёпотом говорить, и дети меня слышат. Кричат ведь от бессилия, а я должна быть сильной.
– Тридцать с лишним лет — серьёзный педагогический стаж. Вы помните своих выпускников?
– Это забыть невозможно! До сих пор вспоминаю свой первый выпуск, девочку, которая сейчас водит ребёнка в мою школу, в тот же класс, где учится и моя младшая, Даша. Мы часто общаемся через социальные сети, созваниваемся. И мне очень интересно следить, как складывается их жизненный путь. Например, Буханов Егор — в молодёжном парламенте, Клименко Марина — пресс-секретарь в МЧС, Козлова Оля — врач-офтальмолог, работает в Санкт-Петербурге, а Дима Шунькин известен своими изобретениями.
– А кем мечтают стать современные школяры?
– Девочки — певицами, фотомоделями, дизайнерами. А мальчишки хотят быть шерифами, директорами банков, коммерсантами и владельцами магазинов. И никаких космонавтов и рыбаков! Это — веяние времени. Всё идёт из семьи: о чём говорят и спорят родители, то впитывают как губки их дети. Мальчики не хотят служить в армии и работать на производстве, девочки не спешат в пединституты и медучилища. Мы получаем будущую модель общества в миниатюре, в котором царит засилье менеджеров и главенствует прибыль, хоть и стараемся прививать детям разумное, доброе, вечное.
Чтобы не было стыдно…
– Кстати, о добром и вечном — какие книжки читают сегодняшние школьники и читают ли они вообще?
– Да, сегодня дети, как правило, читать не хотят. И моя младшая дочь тоже! Сейчас такой высокий темп жизни, так велика информационная нагрузка: компьютеры, телефоны, планшеты, плееры — детям не до книг! А ведь мои старшие девочки читали книги с фонариком под одеялом и «Мойдодыра» учили наизусть под душем! А теперь младшая, Даша, услышав от меня совет прочитать «Алису в стране чудес», зашла в Интернет и просто посмотрела, что говорят об этой книге в соцсетях. Вот они какие находчивые! И здесь очень велика роль учителя, который должен заинтересовать ребёнка магией книги в первые годы обучения.
– Как сочетаются в вашей жизни школа, семья и политика? Не слишком велика нагрузка?
– В нашей стране женщина не может быть слабой: то кони скачут, то избы горят! — говорит Ирина Васильевна смеясь. — В семье меня поддерживает муж, выходец из коренной камчадальской семьи ительменов. Степан помогает мне во всём, он прекрасно готовит, добытчик, охотник и рыбак. Старшие дочки выросли и разлетелись из родного дома. Живём втроём: Стёпа, я и двенадцатилетняя Даша. Школа — это мой второй дом, любимое дело. А депутатом я стала два года назад.
– А почему вы предпочли ЛДПР партии власти, политике большинства?
– Я никогда не ориентируюсь на большинство, «синдром толпы» мне не знаком. И не делаю то, что противоречит моим убеждениям. Просто выбираю тропинку в жизни, которая интересна мне самой. Не люблю долго говорить о политике, но главный лозунг лидера ЛДПР «Не врать и не бояться!» мне очень по душе. Надо жить так, чтобы потом не было стыдно за прожитые годы! А будучи депутатом, я могу реально помочь и помогаю многим людям. И, конечно, я верю в светлое будущее России!