Примерное время чтения: 8 минут
900

«Дирижер класса». Педагог с 30-летним стажем о современном образовании

«Синдром толпы» ей не знаком.
«Синдром толпы» ей не знаком. АиФ

Эта худенькая невысокая женщина привыкла ставить перед собой серьёзные задачи и всего добиваться сама. Водить машину получше любого мужчины, плавать в бассейне наперегонки с дочерью, ходить на лыжах, кататься на коньках и роликах в роллердроме для неё в порядке вещей. А ещё — одним взглядом успокаивать класс и решать в городской думе масштабные задачи.

История с географией

Ирина РЫКОВА играла в учительницу с детства. Родителей часто не было дома. А старшие брат и сестра предпочитали заниматься своими, более взрослыми делами, оставляя младшую дома одну. И Ирина, чтобы не скучать, приглашала к себе кучу детворы — вместе они играли в школу, где будущий педагог всегда была учительницей. Потом, когда девочка пошла в школу, ей очень повезло с первой наставницей: до сих пор Ирина Васильевна помнит тёплый образ Галины Ивановны Ворошевой, женщины строгой, справедливой и необыкновенно доброй. Наверное, благодаря талантливому педагогу нынешний депутат городской думы и стала учительницей.

История семьи Ирины Васильевны заслуживает отдельного рассказа. Её родители приехали на Камчатку с Украины. Инженер из Харькова и медсестра из Житомира, они завербовались на рыбную путину в пятидесятых годах прошлого века. С сезонной рыболовецкой базы на Кихчике молодожёны добирались обратно в Петропавловск… пешком. В пути родилась девочка — старшая сестра Ирины. А квартиру на СРВ медсестре и инженеру дали только в 1965 году, когда в семье появился третий ребёнок — последыш, как ласково называли Ирину родители. Семья так и осела на Камчатке. В родительской квартире, в бывшем криминальном районе на СРВ, Ирина Васильевна живёт и по сию пору. Старшая сестра перебралась во Владивосток, а брат — на мятежную ныне Украину. По иронии судьбы он — шахтёр в Донецкой области, и это лишний повод для тревоги младшей сестры за родного человека. Вот такая история с географией.

А Ирина, окончив педучилище и поработав год в школе, поняла, что педагогика — её призвание. И поступила на заочный в педуниверситет.

– Я очень люблю свою профессию, — рассказывает Ирина Васильевна, — и без детей жизни своей просто не представляю.

– Но ведь это очень сложно — найти контакт с каждым ребёнком. Тем более что современные дети, наверное, далеки от идеала воспитанности восьмидесятых?

– Да, дети сейчас другие. Но это не значит, что моё поколение было лучше. Доверчивость, искренность, открытость — эти качества, свойственные всем детям во все времена, есть и сейчас. Но времена меняются, и родители привносят эти изменения в семью: сегодня правят бал прагматичность и вседозволенность. Дети не знают границ допустимого! Во многих семьях нет даже такого понятия — моральные устои. Большинство учеников отлично знают свои права, но не обязанности. А дети восьмидесятых, наоборот, были обязательными. В те годы октябрятская, пионерская и комсомольская организации воспитывали чувство ответственности, коллективизм и принадлежность к единому социалистическому обществу. Сейчас же в моде индивидуализм. Уровень жизни повысился, а воспитанности — упал. Усилилось и расслоение общества. Взять хоть такой пример: раньше и мы, и дети одевались одинаково и чувствовали себя участниками одного педагогического процесса. А теперь плохо одетые ученики из бедных семей чувствуют себя ущербно. Появились случаи воровства, когда ребёнок крадёт у состоятельного соседа яркий карандаш с приятным запахом или ручку с цветной наклейкой. Поэтому я на собраниях прошу родителей покупать детям обыкновенные деревянные карандаши, линейки и самые простые тетради, чтобы все дети чувствовали себя комфортно. То же самое касается и одежды. У состоятельных родителей дети одеты в качественные дорогие вещи, а на детках из небогатых семей — дешёвый китайский ширпотреб. Статус семьи видно и по сотовым телефонам, и по карманным деньгам, и это расслоение сказывается на детях не лучшим образом. А ведь нередко родители покупают ребёнку дорогую игрушку лишь затем, чтобы он лишний раз не приставал к маме и папе с просьбами поиграть с ним, почитать ему сказку или просто поговорить…

Скоро в школах прозвенят первые звонки. Фото: Из архива школы п. Дальний

На одной ступеньке

– И как же вы выходите из положения, каждый день заходя в такой непростой класс?

– Секрет — в индивидуальном подходе. Я подбираю ключик к каждому, нахожу свою изюминку даже в самом капризном ребёнке. И потом настраиваю класс, как дирижёр — оркестр. Плохих детей не бывает! И я с ними на равных: встаю на одну ступеньку и стараюсь, чтобы они до меня дотянулись. Прежде всего, нужно быть для ребят другом! И у меня получается. Я очень люблю детей, и они меня понимают с одного взгляда! Я знаю, как дать им всё необходимое: знания, теплоту, воспитанность. В моей педагогической практике было много всего. Более десяти лет, до 2011 года, я работала летом в детском лагере «Алые паруса» — это моё детище. Там прошла путь от воспитателя до директора лагеря и в должности директора проработала почти 8 лет. Это очень ответственное дело!

– А бывает, что вы на учеников кричите? Не все ведь понятливые…

– Повышаю голос — да. Голос — это мой инструмент и моё оружие. Есть дети, которые понимают даже взгляд, а есть — только крик. Но на крик я никогда не перехожу — не выношу грубости. Наоборот, могу и шёпотом говорить, и дети меня слышат. Кричат ведь от бессилия, а я должна быть сильной.

– Тридцать с лишним лет — серьёзный педагогический стаж. Вы помните своих выпускников?

– Это забыть невозможно! До сих пор вспоминаю свой первый выпуск, девочку, которая сейчас водит ребёнка в мою школу, в тот же класс, где учится и моя младшая, Даша. Мы часто общаемся через социальные сети, созваниваемся. И мне очень интересно следить, как складывается их жизненный путь. Например, Буханов Егор — в молодёжном парламенте, Клименко Марина — пресс-секретарь в МЧС, Козлова Оля — врач-офтальмолог, работает в Санкт-Петербурге, а Дима Шунькин известен своими изобретениями.

– А кем мечтают стать современные школяры?

– Девочки — певицами, фотомоделями, дизайнерами. А мальчишки хотят быть шерифами, директорами банков, коммерсантами и владельцами магазинов. И никаких космонавтов и рыбаков! Это — веяние времени. Всё идёт из семьи: о чём говорят и спорят родители, то впитывают как губки их дети. Мальчики не хотят служить в армии и работать на производстве, девочки не спешат в пединституты и медучилища. Мы получаем будущую модель общества в миниатюре, в котором царит засилье менеджеров и главенствует прибыль, хоть и стараемся прививать детям разумное, доброе, вечное.

Чтобы не было стыдно…

– Кстати, о добром и вечном — какие книжки читают сегодняшние школьники и читают ли они вообще?

– Да, сегодня дети, как правило, читать не хотят. И моя младшая дочь тоже! Сейчас такой высокий темп жизни, так велика информационная нагрузка: компьютеры, телефоны, планшеты, плееры — детям не до книг! А ведь мои старшие девочки читали книги с фонариком под одеялом и «Мойдодыра» учили наизусть под душем! А теперь младшая, Даша, услышав от меня совет прочитать «Алису в стране чудес», зашла в Интернет и просто посмотрела, что говорят об этой книге в соцсетях. Вот они какие находчивые! И здесь очень велика роль учителя, который должен заинтересовать ребёнка магией книги в первые годы обучения.

– Как сочетаются в вашей жизни школа, семья и политика? Не слишком велика нагрузка?

– В нашей стране женщина не может быть слабой: то кони скачут, то избы горят! — говорит Ирина Васильевна смеясь. — В семье меня поддерживает муж, выходец из коренной камчадальской семьи ительменов. Степан помогает мне во всём, он прекрасно готовит, добытчик, охотник и рыбак. Старшие дочки выросли и разлетелись из родного дома. Живём втроём: Стёпа, я и двенадцатилетняя Даша. Школа — это мой второй дом, любимое дело. А депутатом я стала два года назад.

– А почему вы предпочли ЛДПР партии власти, политике большинства?

– Я никогда не ориентируюсь на большинство, «синдром толпы» мне не знаком. И не делаю то, что противоречит моим убеждениям. Просто выбираю тропинку в жизни, которая интересна мне самой. Не люблю долго говорить о политике, но главный лозунг лидера ЛДПР «Не врать и не бояться!» мне очень по душе. Надо жить так, чтобы потом не было стыдно за прожитые годы! А будучи депутатом, я могу реально помочь и помогаю многим людям. И, конечно, я верю в светлое будущее России!

Досье
Рыкова Ирина Васильевна родилась 3 сентября 1965 года в г. Петропавловске-Камчатском в семье служащих (папа — инженер, мама — медсестра). Педагогический стаж — более 30 лет. В настоящее время — завуч и учитель начальных классов в школе № 5 г. Петропавловска-Камчатского. Награждена знаком отличия «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Ветеран труда. Замужем, три дочери. Депутат городской думы Петропавловска-Камчатского от ЛДПР.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах