Жизнь на Камчатке течет в постоянном сравнении с жизнью на «большой земле». Для большинства россиян Камчатский полуостров - это место с извергающими раскаленную лаву вулканами, пышущими горячим паром долинами, это край земли, где начинается отсчет времени каждого нового дня России. Чаще всего это картинки одних и тех же туристических мест.
Вместе с этим есть и другая Камчатка, там, где нет дорог, куда не возят туристов и почти невозможно забраться самостоятельно. Это северо-восточное побережье Камчатки, Корякия, которая лишь с недавних пор административно стала частью Камчатского края. Это та самая другая земля, которая находится в конце мира. Отток населения с Камчатки не уменьшается, только за восемь месяцев этого года полуостров покинули более 2 тысяч человек. Кто-то уезжает насовсем, кто-то - посмотреть, как живут люди на материке, а потом вернуться обратно. Но есть такие, которые не уедут отсюда никогда. Что держит людей на Камчатке, в чем секрет их жизненных историй, «Аиф. ru» узнал из первых уст.
Максим Галайда, 45 лет. Гид-экскурсовод. Водит экскурсии по самым «злачным» местам Камчатки уже 15 лет. Экскурсовод, кстати, изумительный, потому что с юности увлекался историей и природой Камчатки. Знает практически все о каждой травинке, которая встретится вам на пути, о возрасте каждого вулкана, водопада, пещеры.
– Я родился и вырос на Камчатке. Поэтому вопрос о том, что на материке другой климат, для меня не стоял никогда. Этот климат - мне привычный. Мне нравится наша мягкая, снежная зима. Разве вы увидите на материке столько снега и солнца зимой? А вы бывали в горах в мае-июне? Когда еще лежит снег и уже цветут первые цветы? Загорать и кататься на лыжах - далеко не каждый регион России может этим похвастаться. А я очень люблю лыжи. Когда дойдешь на них зимой до горячего источника, вокруг которого проталины, земля и травка... Искупаешься - и как будто помолодел на 10 лет!
А насчет короткого и не всегда теплого лета... Так если захочется жары - сел и поехал в Мильково или Эссо. Там за неделю так соскучишься по петропавловской прохладе, что о материковском лете и думать забудешь.
Я, кстати, на материк не выезжал лет 25. Да и нет желания. Разве что по работе придется или что-то интересное посмотреть.
Еще мне нравится наша экология. Промышленность практически отсутствует, поэтому природа находится почти в первозданном виде. Знаете, я не боюсь на ужин пожарить грибы, собранные едва ли не в черте города. И кстати, в черте города я в сезон могу ведерко за час набрать - ведь город у нас очень раскидан по площади, поэтому много зеленых зон. Я знаю, что дышу чистым воздухом и пью чистую воду. На материке мне пришлось бы лишь вспоминать вкус нашей водички.
Я понимаю тех, кто уезжает с Камчатки, особенно молодежь. Мы очень удаленный регион, с неразвитой инфраструктурой, промышленностью, сельским хозяйством. Нужны серьезные инвестиции, причем, на государственном уровне, чтобы прекратился отток населения с Камчатки. Нужно поддерживать рыбную отрасль и туризм, всерьез заниматься дорогами. А сейчас, действительно, перспектив реализовать себя молодым образованным людям не так-то много. Плюс цены, плюс проблема транспортной изолированности, цены на авиаперевозки.
Но сам я уезжать не хочу. Здесь мои любимые вулканы. Покоренные и еще нет. Здесь природа, где я чувствую себя как дома. Здесь - особая аура. Здесь у меня родители, друзья, любимая работа, собираюсь строить небольшой домик с видом на бухту. Камчатка - моя родина. А как говорится, где родился, там и сгодился.
Дмитрий Кузовлев, 24 года. Сметчик краевого Фонда капстроительства. На Камчатку приехал с родителями в 11-летнем возрасте. Здесь закончил школу и техникум, сейчас получает высшее образование заочно.
– Я ведь вырос в жарком Казахстане, затем жил пару лет в Сибири. Что такое материковское лето - помню. Как и что такое холодная материковская зима. Здесь мне комфортно, и зимой, и летом. Помнится, когда я на Камчатке впервые откапывал окно нашей квартиры на первом этаже (мне было лет 16), я фотографии по всем соцсетям разослал. Это ж круто - столько снега! Кто еще может похвастаться, что из квартиры через окно выходил, потому что выход из подъезда завален?
А если серьезно, здесь здорово. Я ведь часто летаю на материк и всегда убеждаюсь - уезжать отсюда не стоит. То, что экономических проблем хватает - это так. А где их сейчас нет? И кто же их будет решать, если не сами жители Камчатки, особенно молодежь?
Кстати, считаю, что для молодежи развлечений здесь вполне хватает. Бары, ночные клубы, киноцентры, театр… Все то же, что есть на материке, разве что интернет не быстрый, но это обещают скоро исправить. Зато сколько возможностей для тех, кто помешан на зимных видах спорта! Лыжи, борды, горнолыжка, коньки, кайтинг. Где еще столько экстрима при хорошем снеге и мягкой зиме?
Здесь красивая природа, хорошие люди, готовые всегда помочь. У меня здесь много друзей. И девушка. Квартиры нет, живу пока с родителями, планирую брать ипотеку. В общем, все, как у всех в этом возрасте. Думаю, на материке моя жизнь сложилось бы так же. Только в ней не было бы вулканов, Паратунки и Тихого океана. В 2011 году я два месяца работал в Долине гейзеров. Представляете?! Многие не могут себе позволить туда на выходные слетать. А я там жил. Даже медведь к нам в окошко стучался, было дело.
Камчатку вырвать из сердца очень сложно, да я и не собираюсь.
Иногда медведи выходят к людям. Фото: Пресс-служба Кроноцкого заповедника/ Надежда Скидан
Юлия Тютюникова, 43 года. Военнослужащая. На Камчатке 14 лет.
– Знаете, когда я приезжаю в какой-либо город, я настраиваюсь на его волну и пытаюсь понять - принял меня этот город или нет. Или ему все равно - буду я здесь или нет? Петропавловск в 2000-м году меня встретил изучающе. А через две недели я выдохнула - мой город.
Я убедилась в этом очень скоро. Не скажу, чтобы жизнь часто сталкивала меня с плохими людьми, нет. Но с таким количеством хороших она меня точно не сводила. Думаю, изолированность от материка делает камчатцев особенными – очень отзывчивыми, чуткими, бескорыстными. Со временем я привыкла к тому, что здесь - своя атмосфера, свой неспешный уклад жизни, какое-то свое восприятие мира.
Камчатка – изумительный край. Здесь как будто время застывает на самых прекрасных моментах. Можно приехать на какую-нибудь горную речку под вулканом, засмотреться на прозрачный поток воды и забыть обо всем мире. За 3 часа на природе здесь отдыхаешь так, как будто год городской суеты не видел.
А еще у нас климат стал меняться. В последние годы камчатцам особо жаловаться на холодное лето не приходится. Я прекрасно помню свое первое лето на Камчатке, июнь 2001. Листьев на деревьях еще даже не намечалось. И даже на даче, где обычно куда теплее, чем в городе, я ходила между грядок в армейском бушлате и сапогах.
А уж камчатская зима...Позавчера, после пурги, пробираясь узкими тропками к дому, смотрела на сугробы по сторонам, размером с меня, на падающие хлопья снега... И так захотелось взять большую ложку, зачерпнуть и съесть. Потому что все знают, что снег есть нельзя, но он был изумительно чист и так похож на пломбир из детства.
Да, здесь высокие цены, иногда совсем необоснованные. Да, здесь не совсем благоустроенный город, плохие дороги и нет «ашанов». Да, здесь очень хорошо живется госслужащим и тем, кто в погонах. Остальным - по-всякому. Да, здесь только одни «ворота в цивилизацию» - аэропорт, а цены на билеты - заоблачные. Но жизнь, она ведь везде - всякая. Могут быть низкие цены, но сосед машину вытолкнуть из сугроба не поможет...
Сейчас все складывается так, что обстоятельства меня с семьей вынуждают уехать с Камчатки. Я увольняюсь с военной службы, есть множество жилищных проблем. Есть родители и родственники на материке, которые нас очень ждут и готовы всячески помочь. Есть право на контейнер и на ВПД. А это - билет в один конец. Но я не хочу, чтобы Камчатка кончалась.
Игорь Вайнштейн, 80 лет. Фотограф. Родился в Москве, но практически всю жизнь живет на Камчатке.
– Лучше людей, чем на Камчатке, можно встретить только на Чукотке. По крайней мере, так раньше было. Чем восточнее и севернее, тем лучше люди.
Я говорю это как человек, много лет проживший и проработавший в Москве. Там сосед соседа за стенкой не знает и каждый – за себя. А Камчатка – как одна большая семья, никто не откажет в помощи, даже незнакомый человек.
Еще одна причина – моя работа. Для меня в первую очередь важно, чтобы работа приносила удовольствие. Тогда и снимки получаются хорошие. А прожив почти всю жизнь на Камчатке, я понял: чтобы узнать ее, увидеть всю красоту, почувствовать мощь и величие, нужно как минимум 10 жизней.
Я побывал во многих странах, многое повидал, были предложения о работе на материке и за границей. Но как же приятно видеть родные вулканы в иллюминаторе самолета на посадке, возвращаясь домой, на Камчатку.