Недавно на Камчатке подвели итоги краевого конкурса педагогического мастерства. В номинации «Воспитатель года» диплом первой степени получила воспитатель детского сада № 6 города Вилючинска Ирина РЯКИНА.
Корреспондент «АиФ-Камчатка» пообщался с педагогом, покорившим сердца компетентного жюри.
От фермы до космоса
…Дети, сидя кружком за столом, с увлечением расписывали и клеили пасхальные яйца. Своего воспитателя они называли просто по имени — Ира. И на «ты». Меня поразило и то, что стеснение и обычная перед взрослыми робость у малышей отсутствовали напрочь.
– Не удивляйтесь, наши дети очень открыты, общительны и непосредственны, — прокомментировала Ирина Владимировна. — Они развиваются по программе системы Марии Монтессори. Это система саморазвития детей, позволяющая раскрыть весь внутренний потенциал ребёнка.
– Сначала я работала на обыкновенной группе. Потом, когда открыли группы по системе Монтессори, заинтересовалась ими. Походила на занятия, мне понравилось. Отучилась на курсах в Омске и вот уже 15 лет работаю по этой системе.
– Заметила, у вас в группе дети разного возраста. Так надо?
– Таков принцип системы. Дети должны расти в такой же среде, как в семье, уметь общаться и с малышами, и со старшими. У нас в группе — детки с трёх до шести с половиной лет. Ежегодно старшие выпускаются — мы их провожаем в школу. На смену приходят маленькие. В этом году у меня выпуск — девять детей.
«Ир, давай…»
– Как же они занимаются все вместе, ведь уровень развития разный?
– У нас есть свои правила. Малыши обычно — наблюдатели. А старшие дети — активные участники всех занятий. При этом и зону, и партнёра для занятий ребёнок выбирает сам.
Например, в сенсорной зоне можно собрать розовую башню из десяти кубов разных размеров или составить фигуры ромба, трапеции и параллелограмма из конструктивных треугольников. В практической зоне дети могут поискать в песке цветные камушки, а затем рассмотреть их в лупу в специальной детской лаборатории. В математической — ребёнок учится свободно ориентироваться в цифрах и числах и выполнять математические действия. За один раз дети проходят около 5-6 разнообразных занятий.
Дети у нас могут задать любой вопрос. И даже малыши с проблемами в развитии при такой системе очень хорошо выравниваются и потом успешно учатся в школе. Например, у одного четырёхлетнего мальчика были сложности с памятью — он не мог запомнить цифры. И не хотел выбирать для занятий математическую зону, как я ни предлагала — шёл в практическую. Я не торопила. И дождалась момента, когда он подошёл и сказал: «Ир, давай мы поработаем с тобой?» У нас есть шершавые цифры — изображение на дощечке, нанесённое специальным материалом, чтобы задействовать ещё и осязание. И у нас всё получилось! Здесь важно вовремя подсмотреть момент, когда ребёнок готов раскрыться, созрел для дальнейшего развития. Ведь у каждого — свой потенциал, который в нём заложен. Наша задача — вовремя его раскрыть. Поэтому на детей у нас заведены дневники наблюдения, куда мы ежедневно вносим записи, отслеживая моменты развития воспитанника.
Детектив со временем
– Работу вашу лёгкой не назовешь. Это был осознанный выбор?
– Почему выбрала профессию? Очень просто: я у мамы одна. У всех братья, сёстры, а у меня — нет. Мне так не хватало общения с другими детьми! И потом, когда мы жили на Украине, в детском саду у меня была воспитательница Ульяна Ефимовна — до сих пор помню её ласковый голос, добрый взгляд, нежные руки… Так всё сошлось, поэтому после восьмого класса я поступила в педучилище. А когда пришла на работу в детский сад, приобрела большую семью, о которой всегда мечтала. Получается, что все дети здесь мои — некровные, но… родные!
– На конкурсе было трудно?
На конкурсе я проводила занятие на тему «Время-невидимка» с детьми подготовительной группы петропавловского детсада № 22. Я загадала ребятам загадку: что такое время? Можно ли его увидеть, услышать или почувствовать? И предложила попробовать. Вы бы видели, как они моргали и вращали глазами, как закрывали попеременно ладошками уши, как причмокивали губами, пытаясь увидеть, услышать или попробовать время на вкус! Не получилось. Тогда я предложила поискать следы, которые оно оставляет. И привела пример превращения яйца в курицу. Дети сами выкладывали картинки, как развивался зародыш, что было сначала, а что потом. А как можно измерить время? Часами! У нас в группе, кстати, есть собственный музей времени — мы насобирали часы разных форм и размеров — от настенных до ручных.
Занятие шло полчаса, в его начале я завела таймер. А когда он прозвенел, спросила, много времени прошло или мало? Для кого-то много — потому что многое узнали. А кому-то было мало, потому что быстро пролетело и хотелось бы пообщаться ещё…