Примерное время чтения: 9 минут
223

Воспитателя зовем по имени, зону и партнёра для занятий выбираем сами!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ-Камчатка» 23/04/2014
Моя семья!
Моя семья! / Татьяна Боева / АиФ

Недавно на Камчатке подвели итоги краевого конкурса педагогического мастерства. В номинации «Воспитатель года» диплом первой степени получила воспитатель детского сада № 6 города Вилючинска Ирина РЯКИНА.

Корреспондент «АиФ-Камчатка» пообщался с педагогом, покорившим сердца компетентного жюри.

От фермы до космоса

…Дети, сидя кружком за столом, с увлечением расписывали и клеили пасхальные яйца. Своего воспитателя они называли просто по имени — Ира. И на «ты». Меня поразило и то, что стеснение и обычная перед взрослыми робость у малышей отсутствовали напрочь.

– Не удивляйтесь, наши дети очень открыты, общительны и непосредственны, — прокомментировала Ирина Владимировна. — Они развиваются по программе системы Марии Монтессори. Это система саморазвития детей, позволяющая раскрыть весь внутренний потенциал ребёнка.

…Впечатлил меня и интерьер группы. Большая солнечная комната разделена на зоны: математическую, русского языка, космическую, практическую, сенсорную, с образцами из разных материалов. Везде — яркие цветные пособия, геометрические тела и фигуры разных размеров, модели, таблички, рисунки. В практической зоне — стеклянные пробирки в штативе, для опытов. А ещё — целая «ферма» с малюсенькими фигурками коров, овец, домашней птицы и миниатюрными загонами, куда животных нужно распределить по принадлежности.

– Сначала я работала на обыкновенной группе. Потом, когда открыли группы по системе Монтессори, заинтересовалась ими. Походила на занятия, мне понравилось. Отучилась на курсах в Омске и вот уже 15 лет работаю по этой системе.

– Заметила, у вас в группе дети разного возраста. Так надо?

– Таков принцип системы. Дети должны расти в такой же среде, как в семье, уметь общаться и с малышами, и со старшими. У нас в группе — детки с трёх до шести с половиной лет. Ежегодно старшие выпускаются — мы их провожаем в школу. На смену приходят маленькие. В этом году у меня выпуск — девять детей.

Стеснение и обычная перед взрослыми робость у малышей отсутствовали напрочь. Фото: Из личного архива

«Ир, давай…»

– Как же они занимаются все вместе, ведь уровень развития разный?

– У нас есть свои правила. Малыши обычно — наблюдатели. А старшие дети — активные участники всех занятий. При этом и зону, и партнёра для занятий ребёнок выбирает сам.

За один раз дети проходят около 5-6 разнообразных занятий. Фото: Из личного архива

Например, в сенсорной зоне можно собрать розовую башню из десяти кубов разных размеров или составить фигуры ромба, трапеции и параллелограмма из конструктивных треугольников. В практической зоне дети могут поискать в песке цветные камушки, а затем рассмотреть их в лупу в специальной детской лаборатории. В математической — ребёнок учится свободно ориентироваться в цифрах и числах и выполнять математические действия. За один раз дети проходят около 5-6 разнообразных занятий.

У каждого — свой потенциал. Наша задача — вовремя его раскрыть. Фото: АиФ / Татьяна Боева

Дети у нас могут задать любой вопрос. И даже малыши с проблемами в развитии при такой системе очень хорошо выравниваются и потом успешно учатся в школе. Например, у одного четырёхлетнего мальчика были сложности с памятью — он не мог запомнить цифры. И не хотел выбирать для занятий математическую зону, как я ни предлагала — шёл в практическую. Я не торопила. И дождалась момента, когда он подошёл и сказал: «Ир, давай мы поработаем с тобой?» У нас есть шершавые цифры — изображение на дощечке, нанесённое специальным материалом, чтобы задействовать ещё и осязание. И у нас всё получилось! Здесь важно вовремя подсмотреть момент, когда ребёнок готов раскрыться, созрел для дальнейшего развития. Ведь у каждого — свой потенциал, который в нём заложен. Наша задача — вовремя его раскрыть. Поэтому на детей у нас заведены дневники наблюдения, куда мы ежедневно вносим записи, отслеживая моменты развития воспитанника.

Дети могут задать любой вопрос. Фото: Из личного архива

Детектив со временем

– Работу вашу лёгкой не назовешь. Это был осознанный выбор?

– Почему выбрала профессию? Очень просто: я у мамы одна. У всех братья, сёстры, а у меня — нет. Мне так не хватало общения с другими детьми! И потом, когда мы жили на Украине, в детском саду у меня была воспитательница Ульяна Ефимовна — до сих пор помню её ласковый голос, добрый взгляд, нежные руки… Так всё сошлось, поэтому после восьмого класса я поступила в педучилище. А когда пришла на работу в детский сад, приобрела большую семью, о которой всегда мечтала. Получается, что все дети здесь мои — некровные, но… родные!

– На конкурсе было трудно?

– Очень ответственно и интересно! В конкурсе участвовали девять воспитателей — из Петропавловска, Елизова, Вилючинска, Усть-Камчатска, Седанки. Мы делились опытом, вели открытые занятия. Последняя тема, над которой я работаю, — формирование временных представлений у детей. Это сложно! Не каждый ребёнок понимает даже части суток — утро, день, вечер. Или вчера, сегодня, завтра. И я решила подобрать такой материал, чтобы понятие времени было детям доступно. Изучала опыт русских педагогов. И выстроила свою систему. Например, вместе с детьми выкладываем семь полосок из картона, на которых написано: понедельник, вторник, среда и т. д. А сверху кладём длинную полосочку, их объединяющую, — это неделя. И так — до года. И ленту времени делаем — раскладушку из картона, на которой отмечаем интересные события. Ленту отдаю родителям — дети с мамами и папами оформляют её и приносят в группу. Родители пишут, когда ребёнок сделал первый шаг, когда сказал «мама». Одна семья выстроила целое генеалогическое древо и нашла по Интернету прапрадедушку, оружейных дел мастера из XIX века, работа которого до сих пор хранится в музее. Они мне такую благодарность написали! А на одной из лент мы прочли, как прабабушка ребёнка вывела через болота во время войны из фашистского окружения детдомовских детей…

Когда пришла на работу в детский сад, приобрела большую семью, о которой всегда мечтала. Фото: АиФ / Татьяна Боева

На конкурсе я проводила занятие на тему «Время-невидимка» с детьми подготовительной группы петропавловского детсада № 22. Я загадала ребятам загадку: что такое время? Можно ли его увидеть, услышать или почувствовать? И предложила попробовать. Вы бы видели, как они моргали и вращали глазами, как закрывали попеременно ладошками уши, как причмокивали губами, пытаясь увидеть, услышать или попробовать время на вкус! Не получилось. Тогда я предложила поискать следы, которые оно оставляет. И привела пример превращения яйца в курицу. Дети сами выкладывали картинки, как развивался зародыш, что было сначала, а что потом. А как можно измерить время? Часами! У нас в группе, кстати, есть собственный музей времени — мы насобирали часы разных форм и размеров — от настенных до ручных.

Все дети здесь мои — некровные, но… родные! Фото: Из личного архива

Занятие шло полчаса, в его начале я завела таймер. А когда он прозвенел, спросила, много времени прошло или мало? Для кого-то много — потому что многое узнали. А кому-то было мало, потому что быстро пролетело и хотелось бы пообщаться ещё…

ДОСЬЕ
Ирина Владимировна РЯКИНА родилась 27 августа 1969 г. в г. Глухове Сумской области (Украина). На Камчатке — с 1981 г. Окончила педагогическое училище. Имеет высшую квалификационную категорию, награждена знаком «Почётный работник общего образования РФ». Замужем, две дочери. Старшая Ксения работает воспитателем вместе с мамой, младшая Настя учится в университете на психолога.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах