Фото с сайта russianlook.com |
Знакомый с детства папоротник-орляк, выкручивающий из земли сочные весенние побеги, пробудил у меня древний инстинкт собирательства — с точки зрения истории, палка-копалка всего лишь на мгновение ока старше компьютерной мышки! Но мои канадские друзья как-то не воодушевились идеей поедания орляка.
Они нашли в Интернете исследования учёных из Уэльса, связавших повышенную концентрацию случаев рака желудка в одном из районов Японии, где орляк обыденно употребляется в пищу, и в Северном Уэльсе, где канцероген из распространившегося благодаря сельскому хозяйству орляка попадает в пищу людей с молоком, мясом и даже водой.
Оказывается, еще в 60-х годах проводились опыты с орляком на различных животных — практически все без исключения подопытные — от мышек и морских свинок до коров и перепёлок демонстрировали генетические мутации и разнообразные виды рака: желудка, кишечника, легких, мочевого пузыря, молочных желез… Причём в некоторых случаях для появления заболевания хватало и одной дозы.
Исследовали канцерогены орляка также в Турции, Бразилии и Австралии. Доктор Шахин из Университета Квинсленд опубликовал данные о повышенном риске раковых заболеваний у людей, употребляющих в пищу побеги орляка, пьющих молоко и питающихся мясом животных, поедающих молодой орляк, и даже живущих в районах, где воздух загрязнен пыльцой орляка.
Фото с сайта russianlook.com |
В Дании доказали, что канцероген орляка ptaquiloside (PTQ) опасен при попадании в воду: в Швеции в некоторых районах экологи обнаружили 20 000-кратное превышение допустимой концентрации PTQ. Холм Расмусен из Датского Королевского Университета ветеринарии и сельского хозяйства убежден, что «горячие точки» повышенной заболеваемости раком желудка и пищевода, от Уэльса до районов Южной Америки, объясяются присутствием PTQ из орляка в питьевой воде: «PTQ растворим так же легко, как сахар, и также подвижен, как нитрат. Хуже всего ситуация в местах с песчаными почвами с нейтральной кислотностью и высоко залегающими грунтовыми водами».
В некоторых местах фермеры и землевладельцы пытаются бороться с орляком, распыляя пестициды, но это явно неидеальный способ очистки питьевой воды...
…Услышав от мамы по телефону «мы собираемся за папоротником», я эмоционально попыталась зарубить идею на корню, но в том, что наше традиционное «да мы немножко!» не пересилило — осталась не уверена…
Кстати, щитовник мужской (Dryopteris filix-mas) – папоротник с трудно удаляющимися чешуйками, похоже, не опасен. Страусник (Matteuccia struthiopteris) даже предлагают в Нью-Йоркских ресторанах, но периодически регистрируют случаи массового отравления. Кочедыжник женский (Athyrium filix-femina) тоже относят к съедобным.
Елена Попова, США – специально для «АиФ – Камчатка»