Как нам защититься от опасных болезней? Об этом корреспондент «АиФ-Камчатка» побеседовал с заведующей инфекционным отделением врачом-инфекционистом Центра СПИД Маргаритой ОЛЕКСЮК.
Способ защиты
– Маргарита Андреевна, какие инфекции сегодня наиболее опасны и как людям обезопаситься от них?
– Иммунопрофилактика — наиболее эффективный способ защиты от инфекционных болезней. Например, такую опасную инфекцию, как натуральная оспа, человечество победило только благодаря массовой иммунизации. У нас, на Камчатке, с 1997 года не было выявлено случаев дифтерии. В 2013 году на полуострове благодаря иммунопрофилактике не регистрировались такие опасные инфекции, как корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит. Тем не менее от дифтерии даже мы, взрослые, должны прививаться каждые 10 лет. Иначе можно очень серьёзно заболеть и даже погибнуть!
– Насколько я помню, прививки от краснухи раньше не было. С чем связано её введение в национальный календарь?
– Да, до 1998 года, действительно, прививки от краснухи не было. Но, как выяснилось, вирусы кори и краснухи обладают тератогенным действием на плод во время беременности, то есть могут приводить к порокам развития у ребёнка, в связи с чем в календарь и была внесена ещё одна прививка. Детей в год и 6 лет также прививают от краснухи.
Есть ещё одна важная прививка — от менингококковой инфекции, которая делается по эпидемиологическим показаниям и проводится в очаге заражения всем контактным лицам. Вообще по эпидемиологическим показаниям проводят многие прививки. Например, дальневосточники прививаются от клещевого энцефалита. Я, кстати, выросла в Хабаровске, и нас обязательно против него прививали...
Коварная прослойка
– Вы сказали, что Камчатка уже смогла избавиться от многих инфекций. Есть ли гарантии, что эти болезни не вернутся?
– Законодательство как-то регулирует эти процессы?
– Да, закон об иммунопрофилактике существует, в нём определены не только права, но и ответственность граждан. Например, существует запрет на въезд непривитых граждан в страны, где предусмотрены по национальному календарю определённые прививки. Отказ от профилактических прививок оформляется в письменной форме.
На практике же сегодня немало людей не знают, от каких инфекций нужно прививаться и привиты ли они вообще. К примеру, если в детстве ребёнка не привили от кори, то до 35 лет такой человек подлежит обязательной вакцинации. Потому что если корью заболевает взрослый, ему грозят такие опасные осложнения, как менингит и пневмония, от которых больной может погибнуть.
«Знатоки» из Интернета
– Дифтерийно-столбнячная прививка — каждые 10 лет с момента ревакцинации. Прививка против гепатита В — раз в 7—10 лет. Сейчас в каждой поликлинике есть прививочные кабинеты, пациентам выдают прививочные сертификаты, где отмечена вся ваша иммунопрофилактика. Храните их! И знайте, что перед прививкой вас обязательно должен осмотреть врач и выдать разрешение на вакцинацию.
– И всё же есть люди, которые отказываются от иммунизации сами и не дают согласие на вакцинацию своих детей, а некоторые сомневаются в качестве вакцин...
– В США с 1914 года требовалось получение информированного согласия на любое медицинское вмешательство. В России сейчас такие же требования. Задача медицинских работников — в доступной форме предоставить полную и объективную информацию о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них и возможных поствакцинальных осложнениях. А население должно максимально ответственно относиться к своему здоровью, здоровью своих детей и близких людей.
– Кстати, а своего ребёнка вы прививаете?
– Моему сыну Саше 8 лет, и я, как мать, выполняю все необходимые прививки и спокойна за своего ребёнка. Я согласна, чтобы он был привит соответственно календарю прививок. Риск поствакцинальных осложнений и инфекционных заболеваний — просто несопоставим! Мой ребёнок от гриппа каждый год прививается отечественным грипполом. И не болеет! Я выступаю на родительских собраниях, рассказываю о пользе прививок. Потому что, к сожалению, «знатоки» из соцсетей в Интернете продолжают формировать негативное отношение к вакцинопрофилактике. И это очень осложняет нашу работу.