Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего всем требованиям инновационного и социально-ориентированного развития — одна из ключевых задач в работе как администрации Олюторского района, так и педагогических коллективов муниципалитета.
Здесь предметно трудятся над тем, чтобы образование соответствовало целям и задачам опережающего развития территории.
Каков ресурс?
Речь, главным образом, идёт о школе ХХI века. Какой она должна в ближайшей перспективе быть? По мнению олюторцев, в ней обязательно должен вестись разговор о достижениях прошлого и о новых технологических наработках. Для этого, отмечают педагоги, учеников надо непременно вовлекать в исследовательские проекты и творческие занятия с целью научить каждого изобретать, осваивать новое, принимать решения и сознавать собственные возможности.
– Школа ХХI века — это школа для всех. В ней обеспечивается успешная социальная адаптация и детей с ограниченными возможностями здоровья, тех, кто остался без попечения родителей или попал в трудную жизненную ситуацию. Разумеется, берутся в расчёт и возрастные особенности школьников. Что, в свою очередь, требует по-разному учить их на начальной, основной и старшей ступенях обучения, — считает начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования администрации Олюторского муниципального района Николай Слипец. — Педагогический ресурс муниципального образования позволяет успешно решать эти довольно непростые задачи. Пока наработки здешних учителей не поражают воображение, но они, безусловно, есть. Например, в муниципалитете разработали и довели до исполнителей план мероприятий — «дорожную карту» — по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг в сфере образования. В этом выделяются, к примеру, Ачайваямская, Хаилинская, Тиличикская и другие школы района.
Вместе с тем, подчёркивает Николай Слипец, новая школа — это и отлично подготовленные учителя, открытые всему прогрессивному, хорошо понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. Таких педагогов, работающих в местных поселениях, немало. Они стремятся вооружить учеников как прочными знаниями, так и помочь им найти себя в будущем: стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Примечательно, что если из других территорий края идёт отток педагогических кадров, то Олюторский район прирастает молодыми и энергичными специалистами. Это тоже плюс для северян, так как у них стало больше возможностей, чтобы получить хорошее образование, которое здесь рассматривают как основу успешного развития муниципалитета и его главный профессиональный ресурс.
Что в программе?
– Это очень непростое дело — поднять школьное образование на депрессивной территории до уровня требований сегодняшнего дня. Тем не менее, мы не сбавляем градус нашей ответственности. В районе идёт поиск, как со стороны учителей, так и общественности, в плане повышения качества образования. Кстати, эта тема очень хорошо освещена в недавнем Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию. Сейчас этот документ изучается в поселениях. Совершенно очевидно, что школы должны улучшать свою работу с целью не только дать хорошие знания молодым людям, но и воспитать их патриотами, нравственно зрелыми людьми. Да, это непросто, но альтернативы — и это тоже позиция президента — тут нет, — говорит глава Олюторского муниципального района Олег Свириденко.
Любопытно, что в районе уже не первый год успешно реализуется муниципальная программа. Она регулярно обновляется в части патриотического воспитания олюторцев. Программа комплексная, рассчитанная до 2020 г. Да, она требует немалых денежных вливаний, но здесь идут на них, так как отчётливо понимают всю её важность для привития молодёжи качеств истинных патриотов.
Не лишне заметить, что запомнились олюторцам и другие просветительские мероприятия. Скажем, песенный фестиваль «Я помню, я горжусь!», районная акция «Многонациональная Россия», выставка художественных работ, посвящённая 86-й годовщине Корякского автономного округа и т. п.
Очень положительно отзываются в поселениях и о муниципальной программе, касающейся развития образования в районе до 2018 г. Она состоит из двух хорошо продуманных подпрограмм и направлена, прежде всего, на обеспечение доступности качественного образования в сёлах. Её цели и задачи очень близки олюторцам — это создание надлежащих условий для формирования личности, способной работать на повышение качества жизни, на обеспечение высокой готовности к профессиональной мобильности и придерживающиеся общечеловеческих норм нравственности.
Куда деньги?
Конечно, вывод школьного образования в камчатской глубинке на стандарты ХХI века — это в значительной мере вопрос финансов, а с ними всегда негусто. И тем не менее, за период с 2014 года по настоящее время олюторские муниципальные власти изыскали только на модернизацию сельских школ почти 35 млн руб. Эти деньги пошли на капитальный ремонт зданий учреждений образования, закупку технологического оборудования, школьной мебели и автобусов.
Что касается дошкольного образования, то капитальный ремонт детсадов выполнен в сёлах Ачайваям, Вывенка и Пахачи. Более того, в пяти дошкольных образовательных учреждениях из шести приобретено всё необходимое медицинское оборудование и инвентарь для оказания медицинской помощи несовершеннолетним, на сумму более чем в 1,5 млн руб. Работа в этом направлении будет продолжена и в 2017 году.
Сегодня в северном районе взвешенно трудятся над тем, чтобы выстроить современную модель оценки качества образования, которая обеспечивала бы заинтересованные стороны достоверной информацией о том, как функционируют отдельные школы, а также система образования в целом. А партия первой скрипки здесь отводится специализированному Камчатскому центру информации и оценки качества образования, с которым муниципалитет заключил в этом году соответствующий контракт, по независимой оценке качества образования, которое предоставляют школы района.
Новая школа, считают олюторцы, — это очень важный институт, соответствующий задачам дальнейшего развития района и кузницей своих профессиональных и высококлассных кадров. Она способствует и росту так называемой экономики знаний. Иначе быть не может — сегодня получение качественного образования становится одной из приоритетных жизненных ценностей.