Кандидатура героини публикации неожиданно нашлась в одном из камчатских сёл. Более 30 лет преподаёт математику в Апачинской средней школе Татьяна ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА. Спросите, при чём здесь студенты? А при том…
Мерило мастерства
Однажды, в начале двухтысячных, ректорат одного из ведущих камчатских вузов решил проверить зачисленных первокурсников на базовые знания математики. Лучше всех с заданием справились вовсе не выпускники спецшкол с математическим уклоном, а четверо молодых людей, скромно забившихся на самую галёрку. «Откуда вы такие грамотные?» – задал вопрос преподаватель. «Мы из Апачи!» – был ответ. Через пять лет двое из них окончили вуз с красным дипломом.
…Учительский род Татьяны Перевезенцевой начинается с царских времён: прабабушка по маминой линии была учителем гимназии, бабушка – тоже. Мама – заслуженный учитель РСФСР. Поэтому выбор профессии для Татьяны Михайловны был предопределён.
- С детства знала, что буду учительницей математики, как мама – она очень любила свою работу, и я всё это впитывала. А когда окончила институт, по распределению выбрала Камчатку – нас тогда, в 1966-м, десять человек сюда приехали!
Направили меня в Большерецк – посёлок на 49 километре, за Октябрьским. Коллектив в школе был чудесный, как одна семья. А какие там работали учителя! Валентина Сергеевна Стельмах, первая учительница моего сына Миши, Надежда Николаевна Черемискина – прекрасные педагоги, директором школы была Елена Константиновна Мальцева, чудной души человек. И я со всеми ладила.
…Посёлок стоял на косе между речкой и морем. И пурги там были очень сильные. Тогда в район на лошадях ездили. Однажды, возвращаясь с открытого урока в Октябрьском, а это больше 20 километров, учителя попали в циклон. Стена снега и нулевая видимость. Пришлось остановиться и отпустить вожжи коняги...
- Лошадь была рыбкооповская, к утру смотрим – перед нами в пурге проглядывают двери склада… Так и добрались домой.
По словам Татьяны Михайловны, в те времена требования к учителям были выше. И результаты получались соответствующие. А сейчас мерилом профессионализма педагога является обязательное знание компьютера…
- Мне очень нравилась система образования 70-х годов. Программа выверенная, очень насыщенная, выпускные экзамены построены строго и логично: троечник, выполнив три задания, получал свою законную тройку. Не было натаскивания! А сейчас? К экзаменам мы вынуждены натаскивать детей по темам, прописанным в ЕГЭ и ГИА (государственная итоговая аттестация). А глубоких знаний нет! Сейчас ввели поголовную ГИА по математике и русскому в 9 классе. Это неверное решение! Очень переживаю за своих детей – у меня трое могут не сдать и окончат школу со справкой. А дети хорошие – одна прекрасно поёт, другой талантлив в спорте, в борьбе, третий тоже побеждает на соревнованиях… Но с математикой – проблемы. И на этих детях ставят клеймо только потому, что у них не идёт один из предметов! Неправильно это! Дайте им закончить девять классов с аттестатом! Ведь они не смогут учиться дальше с двойкой по математике! В техникум не возьмут, даже в 10 класс не примут – для них всё закрыто! Вспомните великих людей – Пушкин математику не любил, это всем известно. Но преподаватели лицея прощали ему незнание точной науки, видя гениальность в сочинительстве стихов.
«Люблю математику!»
- Я люблю математику – вела бы уроки с утра и до вечера, – говорит Татьяна Михайловна. – И не устаю – это душа моя! Иногда проснусь ночью – пришло решение сложной задачи. Знаете, бывают такие – со звёздочкой. И пишу формулы на обоях. Потом приходится обои переклеивать! Мне кажется, математика – очень красивая наука. Найду решение и радуюсь как ребёнок. И дети это замечают.
…И не только дети.
- Она – просто золотая учительница, – говорит Наталья Вениаминовна, бабушка девятиклассницы Оли Каратеевой. – И выслушает, и совет хороший даст. У моей внучки Татьяна Михайловна – любимый педагог!
Конечно, у Татьяны Перевезенцевой есть и свои профессиональные секреты. Например, она задачки сочиняет в стихах – так дети запоминают лучше.
Дробь от числа хотим найти,
Не надо мам тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить!
Как в эскадре
Директор Апачинской школы Пётр Пархомец отзывается о педагоге только в превосходной степени:
- Татьяна Михайловна – учитель высшей категории, заслуженный учитель России. Результаты ЕГЭ по математике у Перевезенцевой из года в год – самые высокие по району. У неё на уроках просто так никто не сидит – как в эскадре, скорость которой зависит от последнего корабля. Самый последний «корабль» – нерадивый ученик – получает толчок и идёт к знаниям на положенной скорости!