Какие для этого есть возможности в нашем крае, как начинающих учёных поддерживают, с чего начать свой путь в науке? На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ-Камчатка» ответила доктор биологических наук, проректор по научной работе Камчатского государственного технического университета Нина КЛОЧКОВА.
- Нина Григорьевна, сегодня КамчатГТУ является не только крупнейшим вузом в крае, но и научным центром. Для чего университет, не ограничиваясь только образованием, развивает науку?
- Мировая практика показывает, что интеграция науки и образования необходима. Их взаимодействие – это система с обратной связью, в которой оба элемента стимулируют развитие друг друга. Поэтому сегодня университеты становятся центрами научных исследований – как фундаментальных, так и прикладных. Не остался в стороне от этой тенденции и КамчатГТУ. В равной мере вкладывая усилия и ресурсы в развитие науки и образования, мы сегодня получаем впечатляющие результаты. Благодаря тому, что наши преподаватели ещё и учёные, данные как мировых, так и университетских фундаментальных и прикладных научных исследований сразу включаются в процесс обучения. Поэтому наши студенты получают доступ к самой последней информации из той или иной сферы научного познания. С другой стороны, система образования позволяет нам готовить собственные научные кадры, и тем самым обеспечивать преемственность и устойчивое развитие научных направлений, в которых мы заинтересованы.
Специфика науки
- Какие основные направления научных исследований развиваются в университете?
- Если говорить о специфике науки в КамчатГТУ, надо учитывать два момента. Во-первых, наш вуз является ведомственным и подчиняется Федеральному агентству по рыболовству, которое, как учредитель, задаёт основные направления фундаментальных и прикладных научных исследований. Во-вторых, поскольку мы живём на Камчатке, неудивительно, что природа края является основным объектом исследовательского интереса большинства наших учёных. Научные направления в университете представлены 11 специальностями, по которым по окончании вуза можно обучаться в аспирантуре. Самыми востребованными из них являются «Экология», «Гидробиология», «Технология мясных, молочных, рыбных продуктов и холодильных производств», «Математическое моделирование», «Радиофизика», «Ихтиология», «Промышленное рыболовство», «Экономика и управление».
Вместе с тем, необходимо отметить, что университет не ограничивается подготовкой специалистов только для рыбопромышленной отрасли, рационального использования и сохранения природно-ресурсного потенциала. Мы также готовим специалистов в области государственного и муниципального управления, финансов, информационных технологий и т. д. По этим специальностям университет может помочь реализовать научный потенциал и предложить послевузовское образование в собственном или других научно-образовательных центрах России.
Достойные условия
- Какие формы поддержки учёных может предложить университет?
- Наука – это, прежде всего, люди. Будучи крупнейшим краевым вузом, КамчатГТУ представляет собой самый большой на полуострове коллектив учёных – как молодых, так и состоявшихся в науке. Поддержка коллектива и обеспечение достойных условий научной работы являются важнейшими составляющими стратегии развития вуза. Сегодня сделать это не так-то просто, но мы стараемся использовать все возможности, которые предлагает государство, а также направляем на поддержку творчества учёных ресурсы самого университета. Этот подход позволил нам создать и поддерживать развитие наших научных школ, обеспечить работу научно-исследовательских лабораторий, технически оснастить университет.
Наука невозможна без обмена идеями. Для этого мы организуем региональные, всероссийские конференции, а в этом году у нас получилось провести и международную. Наш вуз тесно взаимодействует со всеми научными организациями Камчатки. Мы сотрудничаем с университетами США, Кореи, Японии и Китая.
Формировать и поддерживать научные интересы мы стараемся со студенческого возраста. Федеральное агентство по рыболовству выделяет нам специальные средства для материальной поддержки студентов и курсантов. Для распределения этих средств в университете разработана система критериев, по которой оцениваются персональные успехи в учёбе, научной деятельности, общественной жизни университета, и в соответствии с рейтингом студентам назначается доплата к стипендии. Некоторым учащимся удаётся преуспеть во всех областях, и тогда финансовая поддержка обретает довольно внушительные размеры. Поддерживаем таких студентов и из средств университета, поощряя их поездками, призами.
С целью стимулирования интереса к науке в университете два раза в год проводятся конкурсы молодых учёных – аспирантов, магистров, студентов и курсантов. Один из них – конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу – организуется для определения лучших исследований в области фундаментальной науки, другой конкурс – для выбора лучших инновационных разработок прикладного характера. В ходе этого конкурса оцениваются инновационные проекты, имеющие перспективу коммерциализации. Участие в нём дает полезный опыт, поскольку претендент изначально должен рассматривать свою разработку с точки зрения возможности продвижения продукта на рынок. Победа в университетском конкурсе открывает возможность нашим молодым учёным участвовать в программе «У.М.Н.И.К.» Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и получить грант в размере 280 тысяч рублей в год. Кстати, сегодня в университете 10 человек получают эти гранты, из них 9 аспирантов и один студент.
- То есть начинающий учёный сегодня может быть финансово независимым?
- Да, и университет обязательно поддержит его в этом, по мере возможности – из собственных средств, а также организацией участия в федеральных, региональных, муниципальных и негосударственных программах.
Не надо бояться!
- Нина Григорьевна, как состоявшийся учёный и человек, знающий внутреннюю структуру академического механизма, что бы вы порекомендовали молодым людям, решившим посвятить себя науке?
- Во-первых, знать, что сегодня на Камчатке для этого есть все условия. А во-вторых – наш университет всегда окажет помощь. Начинать же, я думаю, следует с того, что человек должен чётко определить, насколько он хочет посвятить себя научному творчеству. Чтобы решение было взвешенным, надо хорошо учиться по выбранной специальности. Причём, в случае необходимости, её всегда можно изменить.
С выбором направления научного исследования рекомендую определиться хотя бы к четвёртому курсу, но желательно сделать это раньше. За разъяснением и продвижением собственных идей обращайтесь к преподавателям и кураторам групп – не надо этого бояться, вам всегда будут рады помочь. Участвуйте в студенческих научных конференциях начиная с первых курсов. Это поможет родить собственные идеи и даст опыт их презентации. Важным моментом является выбор научного руководителя – если есть сомнения, в этой ситуации надо обращаться к заведующему кафедрой.
А главное – не следует бояться ошибок. Успехов вам на выбранном пути!
Роман ТАНИН