aif.ru counter
17.07.2019 15:30
323

Андрей Лепеев расправил крылья. Когда актёрам нужно давать звания?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. «АиФ-Камчатка» 03/07/2019
Роль в спектакле
Роль в спектакле "Калека с острова Инишмаан" - одна из любимых. © / Камчатский театр драмы и комедии

Может ли аморальное поведение привести на сцену, чем хорош провинциальный театр, и почему все хотят «быть в тренде»? Об этом размышляет актёр Камчатского театра драмы и комедии Андрей Лепеев.

Андрей Николаевич не нуждается в представлении – для местных театралов он и благородный капитан Миронов из «Капитанской дочки», и пронырливый пастор Дункан из «Игры на три миллиона», и пустозвон, человек-перевёртыш Джоннипатинмайк из «Калеки с острова Инишмаан».

Уже давно и по достоинству окутанный народной любовью, Андрей Лепеев в июне получил звание Заслуженного артиста России. Это событие стало значимым и радостным как для самого актёра, так и для его близких и коллег по цеху – последний раз звание артистам камчатского театра присваивали в 2014 году.

Лёпа не в тренде

– Я рад, что это случилось. У нас в театре много достойных людей, заслуживающих звания, и я, наконец, перестал быть «камнем преткновения». До этого мы уже пробовали подавать документы на звание, но присвоили только сейчас.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Андрей Николаевич, как думаете, почему раньше не получалось?

Андрей Лепеев: Понимаете, я в некоторых вещах консерватор. Это касается образования, морали, нравственности. Я остался в том веке и в той системе, в которой меня вырастили и воспитали. И кое-что из того, что происходит в мире сегодня, я, мягко говоря, считаю однозначно неприемлемым.

Есть сейчас, например, такое распространённое и широко практикуемое выражение: «Быть в тренде». Это что? Быть профессионалом? Или, может, много знать? Нет. А зачастую у нас руководители в стране – те самые, кто в тренде. Так от них ещё и зависит, кто, когда и какую награду получит. Вы посмотрите на наш театр – сколько достойных! К примеру, артист Аркадий Хозяйчев – и говорить нечего. Кстати, до недавнего времени именно разговоры о нас с ним, как о мастодонтах, переросших себя, блуждали в театре притчей во языцех: «Лёпа и Хозя. Вроде бы давно положены звания, но почему-то нет».

Я, вообще, считаю, что все эти награды должны вручать, ориентируясь на пословицу «Дорога ложка к обеду». Когда человек находится на пике и уже добился того, что можно отметить, необходимо без промедлений делать это. Только в таком случае это подарит артисту чувство полёта, потому что он расправит крылья. А когда эти звания вымучены – когда как сам человек, так и окружающие знают, что давно пора, и, наконец, это происходит – мы воспринимаем это как констатацию факта, думая: «Слава Богу, что какая-то справедливость существует».

Актёр, артист, Лепеев
Заслуженные на сцене: Андрей Лепеев и Алексей Высторопец. Фото: Камчатский театр драмы и комедии

Ванька лапоть

У Андрея Николаевича витиеватая и увлекательная история прихода в актёры. Он не грезил театром с юности, хотя и помнит, как в третьем классе впервые побывал в театре на спектакле «Серебряное копытце» – рос Андрей Лепеев в посёлке Штыково Приморского края, и это был организованный выезд во Владивосток. Культурный поход впечатлил будущего артиста, но желание связать жизнь с храмом искусства его голову и сердце не посетило.

– Всю жизнь мечтал, готовился, смотрел и пересматривал, засыпая с книгами Станиславского под подушкой – это всё не моя история. Даже в мыслях не было. Хотя в школе у меня был замечательный педагог по русскому языку и литературе, и благодаря ей я, будучи ребёнком из провинции, дважды выходил на краевой уровень детских конкурсов чтецов. А потом окончил музыкальную школу, просто потому, что было интересно, а совсем не для того, чтобы поступать в театральный.

– А куда решили поступать?

– В энерготехникум поступил, хотя собирался учиться на судоводителя. Но встретил в тот период друга детства, который как раз эту профессию получал – учился уже на третьем курсе. Он мне подробно рассказал о казарменном режиме, а после спросил: «Зачем оно тебе надо?». Я и сам себе такой вопрос задал и от идеи отказался.

Тогда же я просто гулял по Владивостоку и встретил одноклассников, направлявшихся поступать в энерготехникум. Пошёл с ними за компанию. Получилось, что я поступил, а одноклассники – нет.

Благополучно проучился несколько лет, но вылетел из учебного заведения, когда оставалось полгода до диплома. Дело в том, что в нашей группе сразу у пятерых человек, в том числе и у меня, дни рождения оказались в конце апреля. Вот и представьте – весна, молодые люди и жажда праздника. Настолько чрезмерно мы погуляли, что всех пятерых отчислили за аморальное поведение и организацию пьянки. Ребята потом восстановились, а я не стал, поскольку не тяготел профессией.

– Пришло время становиться актёром?

– Пришло время армии, а туда я ужасно не хотел идти. Потом всё равно отслужил в погранвойсках, но это уже другая история. А после вылета из техникума, из справочника вузов Владивостока выбрал Дальневосточный педагогический институт искусств – там просто набор вели раньше остальных. За три дня до экзаменов пришёл, узнал, что представляет программа для поступления, так как до этого – ни сном, ни духом. Конкурс, кстати, был непростой – 28 человек на место, курс набирал известный театральный педагог Сергей Васильевич Гиппиус. Надо мной тогда студенты разных курсов ещё посмеялись, мол, такой Ванька Лапоть пришёл, ничего не знает. Меня это, честно говоря, задело.

Вспомнил поэму из школьной программы «Владимир Ильич Ленин» Маяковского, басню какую-то отыскал и выучил треть рассказа Чехова «Толстый и тонкий». У меня получилось пройти все этапы, спеть и станцевать что-то русское народное, что я, естественно, заранее не готовил, и пройти собеседование с преподавателем, так называемый коллоквиум.

Актёр, артист, Лепеев
Актёр органичен в любой роли. Фото: Камчатский театр драмы и комедии

Театр или жизнь

В Камчатском театре драмы и комедии Андрей Лепеев служит с 1996 года. По словам артиста, когда он 31 декабря 1995 году летел на Камчатку по приглашению Виктора Рыжакова (художественный руководитель в 1995 – 2001 годах. Прим. ред.), знал, что наш театр выгодно отличается от многих других.

– Несмотря на то, что в театре работают творческие люди, и, бывает, возникают конфликтные ситуации, в нашей труппе всегда тёплые взаимоотношения. К нам приходят новые люди, но это остаётся неизменным. А те или иные недопонимания между артистами никогда не переходят границ и не касаются профессиональных отношений. Не везде так, к сожалению, бывает.

– Андрей Николаевич, у вас есть любимые спектакли и роли?

– Есть, конечно. Шли, например, у нас раньше замечательные спектакли «Очень простая история», «Наш городок», из недавно списанных – «Женитьба Белугина», а премьера этого сезона – «Калека с острова Инишмаан». Конечно, составляющая нашей профессии – уметь заинтересовывать себя в том, к чему, может, и нет изначального настроя. Но, тем не менее, работать в постановках, которые тебе сразу приходятся по душе, быть частью истории, совпадающей с твоими моральными принципами, и понимать, что это нужно людям – от этого получаешь неимоверное удовольствие.

–  А многие современные творцы тяготеют к провокационному искусству. Как вы к этому относитесь?

– Знаете, основной принцип попадания в волну сегодня (в тренд, опять же) – придумать и поставить абсолютнейшую ерунду, оказаться в нужное время в нужном месте и сказать всем, что это на самом деле хорошо. А другие вряд ли начнут спорить, они же углубляться будут.

Был я, помню, на подобном спектакле в Театре.doc (московский независимый театр, основанный в 2002 году. Прим. ред.). Представили как постановку по пьесе, написанной в сумасшедшем доме. Откровенно, что пьеса, что спектакль – дрянь, только музыкальное оформление хорошее. Зато зал битком набит! Мысль постановки понятна и, что главное, выеденного яйца не стоит. Но излагают её такими окольными путями… Зрители в восторге, я в непонимании.

Кстати, провинция хороша ещё и тем, что подобные проявления до неё либо не доходят вовсе, либо сильно задерживаются и не остаются на долгое время. Нет такого, как в большом городе – кто-то что-то несуразное сотворил, а народ это обсуждает, фотографирует, пиарит, хотя оно вообще того не стоит.

Досье
Андрей ЛЕПЕЕВ. Родился 28 апреля 1960 года в рабочей семье. В 1987 году окончил Дальневосточный педагогический институт искусств. Больше 20 лет служит в Камчатском театре драмы и комедии. Звание заслуженного артиста Российской Федерации присвоено Указом президента от 13.06.2019 г.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество