«Театральные встречи» – проект Камчатской краевой научной библиотеки имени с. П. Крашенинникова, посвящённый году театра. Посетители творческих вечеров в уютной атмосфере общаются с любимыми актёрами, режиссёрами и деятелями культуры.
На очередную встречу пригласили заслуженных артистов России, актёров Камчатского театра драмы и комедии Вячеслава Таратынова и Татьяну Дерегузову. Семейный тандем артистов рассказал об истории своего знакомства, о жизни и творчестве, ответил на вопросы заинтересованной публики.
На сцене и в жизни
– Я вырос в семье военного, поэтому мы часто переезжали, – вспоминает Вячеслав Петрович. – Мой папа был артистичным и весёлым человеком, хорошо играл на аккордеоне. По праздникам он выступал в офицерских клубах, надевая нос и очки, подражая Аркадию Райкину, потому что очень любил его.
Хорошо помню свои мальчишеские ощущения – я гордился своим отцом. Во-первых, мне нравилось, что он офицер, я даже сам собирался пойти по его стопам. Но особенно меня впечатляло и радовало, что папа выступает на сцене, а зал ему аплодирует. Так что интерес к искусству проснулся ещё в детстве.
В дальнейшем я увлёкся самодеятельностью, когда мы с семьёй жили в Пензе, начал заниматься в танцевальном коллективе, потом перешёл в театральный. После школы поехал поступать в Щукинское училище, но у меня не получилось. Честно говоря, особого значения я этому тогда не придал. Пошёл в армию, потом поработал на заводе какое-то время. В тот период в моей душе поселилась какая-то пустота, да и профессия моя мне не нравилась. Тогда мама предложила снова попробовать поступить в театральный, за что я очень ей благодарен. Сомневался, но подготовил программу, и всё получилось.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Татьяна Павловна, а вы с детства мечтали стать актрисой?
Татьяна Дерегузова: Я мечтала стать балериной. Но росла в Волгограде, где хореографических учебных заведений не было, а профессиональных танцовщиц готовят с детства. После 8 класса я решила попробовать заниматься если не классическим балетом, то танцевать в народном ансамбле – туда шанс попасть был. Стала отправлять письма куда только можно, чтобы поступить, но не сложилось.
В тот момент все мои надежды рассыпались, как и я сама. В таком потерянном состоянии попробовала поступить на архитектора. К счастью, у меня не получилось. В электротехнический институт тоже не удалось поступить, чему я также сейчас рада.
После этих неудачных попыток я узнала, что моя подруга, с которой мы много лет занимались в одном танцевальном ансамбле, поступила в студию, открывшуюся при Волгоградском театре кукол. Тогда и я начала там учиться. Так меня затянуло театральное искусство, решила попробовать поступить в Саратовское театральное училище. Прошла до третьего тура, но меня всё равно не взяли, сказав, что «какой-то изюминки не хватает». Вернулась в Волгоград, а там в это время на гастролях был Тюменский театр. Увидела объявление о том, что они набирают абитуриентов в студию. Чтобы не терять время, решила туда податься, меня и взяли.
– А как вы познакомились?
– Это случилось в Волгограде, – рассказывает Вячеслав Петрович. – Я начал работать в Волгоградском театре, а потом уволился и перешёл в Московский областной театр в Ногинске. Но по прежней работе скучал. Вдруг мне приходит телеграмма из Волгограда – главный режиссёр театра написал, чтобы я приезжал обратно и сыграл роль Гамлета. Бросил всё и вернулся. Там мы с Татьяной и встретились.
– А у меня другая история, – смеётся Татьяна Павловна. – Я служила в Волгоградском театре, и была у нас там монтировщик сцены – тётя Клава. Она мне сказала: «Сейчас к нам приедет Таратынов, вот тебе и жених». Поэтому я была готова к его приезду – накрутила кудри как у Анджелы Дэвис и начала присматриваться. И как-то сразу мы с Вячеславом стали близко общаться, репетировать, вместе играть в спектаклях, многие из которых про любовь.
Травмы на производстве
– Говорят, что на сцене всё может пойти не плану… Вам есть, что вспомнить?
– Даже далеко ходить не надо, – говорит Вячеслав Петрович. – Играли мы с женой спектакль, у нас мизансцена, всё очень порывисто. Хватаем друг друга за руки, на которых кольца, и вдруг Татьяна кольцом буквально срывает мясо с моего пальца. В повседневной жизни – даже если постараться, такое вряд ли получится провернуть.
А ещё играли мы как-то спектакль с двухэтажными декорациями. Они лёгкие – деревянный каркас, обтянутый тканью. Заканчивается первый акт, я стою около этой декорации и вдруг слышу, как весь зал изумлённо задерживает дыхание. Оказывается, эта конструкция начала падать. Хорошо, что лёгкая – она медленно начала накрывать меня, словно парус, поэтому удалось вовремя отскочить. Так что травмы могут быть, но на сцене на них не обращаешь внимания, боль начинаешь чувствовать уже потом.
– А вы текст во время спектакля когда-нибудь забывали?
– Да, такое с каждым актёром может случиться, – размышляет Вячеслав Петрович. – Был у меня как-то монолог экспрессивный, на одном дыхании нужно было его выдать. Я знал текст от и до, от зубов у меня отскакивал. Казалось, если глубокой ночью разбудят – расскажу без единой запинки.
И вот играю я однажды свою сцену. Уверенно рассказываю, как вдруг – раз! Забрало опустилось, как у нас говорят. Ничего не помню. Страх нарастает, я начинаю отыгрывать паузу жестами, а слова никак не приходят в голову. Думаю: «Что делать-то?». Но потом – вспышка! Все слова – как на ладони, и я счастливый продолжаю.
Подобный случай, наверное, может рассказать каждый артист, все мы – живые люди. Особенно страшно, если материал забываешь, когда играешь один. Если же сцена с кем-то – коллега всегда поможет тебе, и испугаться не успеешь.
Вместе навсегда
– Правда, что у каждого актёра есть несыгранная роль? Мечта, которой не суждено сбыться…
– Особенно кого-то конкретного я никогда не мечтал сыграть – говорит Вячеслав Петрович. – Всегда интересно играть характерные роли, странных людей, необычных персонажей, злодеев или предателей. Герои-любовники приедаются быстро, всегда хочется чего-то более занятного.
– Татьяна Павловна, а вам каких героинь нравится играть?
– Мне интересно играть то, что совсем не близко мне, как человеку. Например, дядя Кеки из постановки «Клятвенные девы» – одна из моих любимых ролей. Когда я узнала, что в нашем театре будут ставить спектакль по этой пьесе, я обрадовалась и очень надеялась, что мне посчастливится сыграть Кеки. Так и случилось. За работу принялась с огромным удовольствием, потому что в жизни от персонажа дяди во мне нет вообще ничего.
– Вячеслав Петрович, Татьяна Павловна, есть ли у вас секрет счастливых отношений?
– Мы ещё в молодости решили, что будем всю жизнь вместе, – делится Вячеслав Петрович. – Никаких клятв и рук на отсечение не давали, просто решили и всё. По приглашению приехали работать в Камчатский театр драмы и комедии, но думали, что останемся здесь всего на год. Однако судьба распорядилась иначе.
Сегодня мы служим в Камчатском театре, любим нашего зрителя, радуемся аплодисментам. Работа ведь у нас публичная – без зрителя театра быть не может. У каждого из нас случаются взлёты и падения, ведь в жизни иначе не может быть, а с нашей работой – тем более. Потому что творческая профессия не имеет очертаний и строгих правил. Она как любовь.