Камчатских театралов ждёт премьера спектакля «Живёт такой парень» 26 апреля. Выпускник Государственного института театрального искусства, актёр и режиссёр Константин Солдатов рассказал, почему он решил обратиться к творчеству Василия Шукшина.
Как стал режиссёром?
– Когда я в 2001 году окончил актёрский факультет ГИТИСа и стал работать в театре, практически сразу понял, что не готов всё время жить в ожидании ролей, – рассказывает Константин Владимирович. – Часто, наблюдая за происходящим на сцене из-за кулис, я представлял, как те или иные моменты в спектакле можно было бы поставить по-другому, у меня рождалось немало мыслей и идей. Тогда и появилось желание реализовать себя в качестве режиссёра. Для поступления опять выбрал ГИТИС.
С новой профессией началась совершенно другая жизнь, что называется, по ту сторону рампы. Это очень интересно – работая над каждым новым спектаклем, постановщик выстраивает действие для себя, которое в дальнейшем увидят все остальные. Не зря говорят, что режиссёр – это первый профессиональный зритель.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Константин Владимирович, а по профессии артиста вы никогда не скучали?
Константин Солдатов: Когда начинаю скучать, выхожу на сцену. Получив режиссёрское образование, я не перестал проявлять себя как артист, у меня появилось немало различных творческих проектов. Один из моих любимых – «ART-BANDA», ставший для меня важным жизненным этапом.
Я достаточно долго проработал в Калужском драматическом театре – начал артистом, а потом там же представил свои первые постановки. Но когда выпускал спектакль «Дракон» по пьесе-сказке советского драматурга Евгения Шварца, у меня возникли разногласия с руководителем театра, и я понял, что больше не хочу там работать. В моей жизни наступил переломный момент. Это страшное ощущение – когда непонятно, что будет дальше. Тогда и родилась идея самостоятельного проекта, получившего название «ART-BANDA». Сегодня создание частных театральных инициатив является российским трендом, появилось много коллективов, которые не зависят от бюджетных денег и министерства культуры, представляют свои постановки на форумах и фестивалях и сами формируют своё будущее.
Я нашёл тексты белорусского автора Николая Сулимы, который долгое время жил в Америке и писал на тему русского человека в западном мире. Темы разные – от социальных сетей до беспощадного праздника под названием «Новый год». Материалы автора интересны и понятны каждому человеку. Я собрал артистов, мы написали музыку и на сцене представляли эти тексты, в чём-то опираясь на стиль подачи драматурга Ивана Вырыпаева. Состоялось несколько концертных программ, но потом я переехал и стал художественным руководителем Кировского драматического театра, и проект пришлось приостановить. Сейчас он в режиме ожидания.
Какой след оставил?
– В 2009 году вы поставили в Калужском драматическом театре спектакль «Калека с острова Инишмаан». Недавно к этой же пьесе обратился режиссёр Камчатского театра драмы и комедии Олег Степанов. Вы уже успели сравнить постановки?
– Я ставил этот спектакль в малом формате, поэтому воспринимают наши истории по-разному. У нас было много таких деталей, которые на большой сцене пропали бы. «Калека с острова Инишмаан» – одна из моих самых любимых работ, очень трогательная и ироничная. Этот спектакль нравился и актёрам, и зрителям, мы показывали его на фестивале и в московском театре «Школа современной пьесы». Но, к сожалению, как часто бывает с малым форматом, он затерялся в череде других спектаклей. Мне он дорог до сих пор, я считаю, что это потрясающая пьеса, а её автор – Мартин МакДонах, выдающийся драматург, уже ставший современным классиком.
Постановка Олега Степанова получилась кинематографичной – с множеством деталей, которые мне в малом пространстве приходилось решать образным рядом. Например, лодкой в нашем спектакле служил большой жестяной тазик – подобных забавных несоответствий у нас было много.
– Почему в нашем театре вы решили поработать над спектаклем «Живёт такой парень» по Василию Шукшину?
– Есть произведения авторов, про которые всё время думаешь: «Хорошо бы когда-нибудь поставить». Так у меня было с Мартином МакДонахом, с Александром Вампиловым, когда я ставил в Кирове его пьесу «Старший сын», а вот теперь Василий Шукшин. Я читал много рассказов этого автора, смотрел его фильмы, мне нравится тот след, который он оставил в истории культуры, его ирония, любовь к деталям, простота в сложных темах.
Мы давно знакомы и общаемся с режиссёром Олегом Степановым, и, когда обсуждали, что можно было бы поставить на Камчатке, сошлись как раз на Шукшине. Перебирая произведения, я вдруг наткнулся на повесть «Живёт такой парень». Очень давно видел фильм, главную роль в котором исполнил Леонид Куравлёв. Перечитал киноповесть и подумал о том, насколько эта история интересна, наивна и трогательна. Именно её, как мне кажется, сейчас необходимо рассказать.
Чем интересен герой?
– Насколько тяжело вам дался выбор актёра на главную роль – Паши Колокольникова?
– Распределение ролей – это всегда сложный процесс, а уж тем более в новом для тебя театре, где ты никого не знаешь. Мне очень нравится труппа Камчатского театра драмы и комедии. Артисты контактные, подвижные, внимательные. На главную роль в спектакле я провёл небольшой кастинг, и роль Пашки будут исполнять артисты – Виталий Шахматов и Михаил Белозёров. Как говорят в театре – в очередь.
Я думаю, что для молодых актёров работа над спектаклем станет интересным этапом, потому что это большая роль, которая требует искренности, наивности и мужественности. Вспоминая все свои постановки и произведения, над которыми приходилось работать, я понимаю, что такого героя ещё никогда не встречал. Это, с одной стороны, не Иванушка-дурачок из сказки, но, с другой – не рыцарь Ланселот. Это обычный человек, который сочетает в себе настоящие русские качества.
– Константин Владимирович, у вас не возникло опасений, что сегодня это история может оказаться несовременной?
– Актуальность материала – достаточно спорная вещь. Можно любой современный материал представить архаично. Или же, наоборот, какой-то текст из прошлого может «выстрелить» совершенно неожиданно. Мы не знаем, что будет завтра и как оно может отозваться в людях.
Кроме того, нынешняя постановка – не реконструкция, этим, по моему мнению, вообще не должен заниматься театр. Чтобы в точности воссоздать, например, 60-е годы, надо пережить их и не иначе. Я же люблю фантазировать, совмещать, казалось бы, парадоксальные вещи. В предстоящем спектакле вживую прозвучат мелодии из 60-ых и 70-ых годов и более современная музыка: «Мумий Тролль», «Чиж», немецкая группа «Milky Chance». Музыкальный коллектив - это отдельный герой постановки.
Произведение «Живёт такой парень» затрагивает общечеловеческие темы, которые были и будут важны и необходимы в любое время. Оно про тех, кто «ищет» и про тех, кто «ничего не знает», про учеников и учителей. Речь о жизненном пути, конечно же. Хотя жизнь ещё та школа! В самом названии присутствует и данность, и восторг – слово «такой» можно трактовать совершенно по-разному. На спектакль стоит обратить внимание не только тем, кто давно знаком с творчеством Шукшина и хочет окунуться в воспоминания, но и молодым людям, которые сейчас находятся в начале жизненного пути и формируют свои идеалы.
Повесть написана более 60 лет назад, но мы и сегодня читаем Шукшина и понимаем, что где-то наверняка есть тот самый парень – Пашка Колокольников, который просто живёт в поиске счастья и идеала. Мне очень хочется его увидеть.