О том, какие опасности подстерегают камчатских покупателей товаров и услуг, читателям еженедельника рассказывает заместитель председателя краевой общественной организации "Общество защиты прав потребителей" Эдгар РЕЦ.
Мобильники подлежат возврату
- Эдгар Артурович, как вы оказались в Обществе защиты прав потребителей?
- Как правило, членами общества становятся люди, чьи права в той или иной мере были нарушены. Я не стал исключением. В 2008 году в магазине мне отказались возвращать денежные средства за некачественный сотовый телефон. Я сдал аппарат на гарантийный ремонт, но дефект так и не исправили. Тогда я обратился в Общество защиты прав потребителей, получил квалифицированную консультацию, а затем через суд вернул деньги.
- Если я не ошибаюсь, телефоны раньше не подлежали возврату...
- Нет, возврату они подлежали всегда - в течение гарантийного периода при обнаружении в аппарате существенного недостатка...
А сейчас каждый гражданин имеет право в течение 14 суток после покупки сдать сотовый телефон в магазин и получить свои деньги.
- В течение двух недель можно вернуть телефон без объяснения причин?
- Достаточно будет сказать, что вам, к примеру, не нравится цвет аппарата. Правда, есть важная оговорка. На телефоне не должно быть следов эксплуатации. Если же продавец увидит небольшую царапину, у него есть право вам отказать.
Кстати, недавно я негласно опросил сотрудников крупных торговых сетей, представленных в Петропавловске. Они признались, что стараются по возможности не возвращать деньги за телефоны. Прибегают к уловкам, предлагают сначала провести проверку качества. Я, к слову, всегда рекомендую гражданам присутствовать при этой процедуре. Известны случаи, когда во время так называемой экспертизы специалисты умышленно подливали воду в телефонный аппарат, чтобы обвинить потребителя в его неисправности.
- Если человек сдаёт сотовый телефон на гарантийный ремонт, ему обязаны взамен предоставить другой мобильник?
- В принципе, да. Если потребитель напишет соответствующее заявление, по закону ему должны будут предоставить аналогичный товар. Раньше в связи с этим возникали конфликты. Люди сдавали в ремонт дорогие смартфоны и требовали, чтобы им предоставляли во временное пользование точно такие же. Но Роспотребнадзор разъяснил и эту ситуацию. Аналогичность в данном случае рассматривается по потребительским свойствам товара. Вам должны предоставить аппарат, с помощью которого вы сможете разговаривать и передавать СМС. То есть вместо дорогого смартфона продавец может вручить вам телефон самой простой модели - он имеет на это право.
Чтобы не хамили
- Вы можете привести типичные примеры взаимодействия вашего общества и жителей Камчатки?
- Расскажу два случая, которые произошли относительно недавно. Причём в одном из них нам не удалось помочь потребителю. Пожилая женщина купила кухонную плиту. Товар в упаковке доставили на дом, бабушка подписала все необходимые накладные. А через несколько дней вызвала мастера, чтобы он плиту подключил. Но сделать это ему не удалось. Женщина обратилась в магазин, а там только руками развели. Тогда она написала заявление в суд. Судья назначил экспертизу, которая показала, что плита внутри практически полностью рассыпалась. Если её встряхнуть, она начинала греметь, как коробка с гвоздями. Очевидно, при транспортировке её сильно ударили. Но бабушка-то подписала документы, что претензий к качеству не имеет. В результате суд она проиграла. Это говорит о том, что надо внимательно читать бумаги, которые вы подписываете. И если вам не удалось проверить товар, обязательно укажите это в акте приёмки...
Теперь приведу положительный пример. Житель Петропавловска купил многофункциональное устройство, в которое входили принтер, сканер, факс и т. д. Однако работал аппарат с явными дефектами. Гражданин обратился в магазин. Устройство отдали в сервисный центр, который признал, что оно полностью работоспособно. Хотя дефект, повторюсь, был очевиден - при сканировании на документах появлялись полосы, заметные и на мониторе, и при распечатке. Потребитель при этом был готов к компромиссу. За устройство стоимостью 12 тысяч он просил вернуть хотя бы 8 тысяч рублей. Но предприниматель отказался - и прогадал. По суду ему пришлось возвращать уже не 8, а 50 тысяч.
- С некачественными товарами всё более или менее понятно. Скажите, а с хамством продавцов можно бороться?
- Я думаю, эти вопросы лучше решать не с нами, а с владельцами магазинов. Они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы продавцы не хамили.
- Охранник вправе требовать у покупателя чек при выходе из магазина?
- Требовать - нет. Попросить - да. Показывать чек или нет - решать вам. Задерживать вас охранник не имеет права. В случае, если у него есть объективные основания подозревать покупателя, например, в воровстве, он может вызвать милицию... А применить силу разрешается только в случае, если покупатель угрожает общественной безопасности.
Кошка в печке
- С какими нарушениями прав потребителей вам приходится сталкиваться чаще всего?
- Самые массовые нарушения - это неполная информация о потребительских свойствах товара. У нас часто закрывают на это глаза. А, например, в США или в Европе уже проходило немало громких судебных процессов. Известен случай, как одна гражданка в США решила высушить свою кошку после помывки в микроволновой печи, но перестаралась. Кошка... умерла. А женщина подала в суд на магазин, где купила микроволновку, посчитав, что продавцы виновны в гибели животного, так как не предупредили её о том, что в печи нельзя сушить кошек. Самое удивительное, что она выиграла процесс.
- Мы, в основном, говорим о торговле. А как нарушаются права потребителей в сфере услуг?
- Большинство жалоб поступает на некачественную установку пластиковых окон, туристические услуги и автострахование.
- Можно об этом подробнее?
- Что касается страхования, то претензии главным образом связаны с заниженными суммами выплат после ДТП. В этом направлении мы оказываем помощь довольно эффективно. Претензии по пластиковым окнам, как правило, удовлетворяются в досудебном порядке. Предпринимателям невыгодно доводить дело до суда. Ведь если они проигрывают процесс, им приходится выплачивать большую неустойку - три процента в день от стоимости услуги с момента отказа в удовлетворении претензии потребителя.
Если говорить о туристических услугах, то люди часто недовольны сервисом, который им предоставляют. Тур-операторы порой обещают своим клиентам одно, а в договор вписывают совсем другое.
- Какие советы вы можете дать камчатским потребителям?
- Советы самые обычные: внимательно проверяйте товар перед покупкой, читайте документы, которые подписываете. Обращайте внимание на срок годности товара, даже если совершаете покупку в большом, солидном магазине.
Если же у вас запланирована крупная покупка, рекомендую предварительно обратиться в Общество защиты прав потребителей. Наши консультации - бесплатны.
СПРАВКА
Камчатская краевая общественная организация "Общество защиты прав потребителей" входит в состав Союза потребителей Российской Федерации. Общество существует с 2000 года. Его бессменным председателем является Вадим Чусовлянов.
Обратиться в общество можно по электронному адресу: ozpp.kamchatka@yandex.ru или по телефону - 8-924-689-2999.