Примерное время чтения: 5 минут
77

Не было печати...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 13/04/2010

Желание отдохнуть на заграничных пляжах иногда оборачивается для камчатцев, не избалованных солнечными лучами, потерей денег и нервов.

Потому что чем красочнее тропические страны, тем меньше мы задумываемся о "каких-то" бумажках, штампах и вкладышах, доверяя заботу о них улыбчивым менеджерам и строгим госслужащим.

К пирамидам с опозданием

Ответственность туристической компании при продаже путевки клиенту не безгранична. И повезло, если вы узнали об этом раньше, чем начали проходить пограничный контроль перед посадкой в самолет. В ином случае, помимо испорченного отдыха вам гарантирована еще не одна встреча с менеджерами турфирмы. И не исключено, что очередное свидание с ними пройдет уже в зале суда, как это случилось в недавней истории с жительницей краевого центра Светланой Захаровой (имя изменено. - Ред.).

...Светлана решила отправиться с семьей на отдых в Египет. Они с мужем давно планировали поездку за границу и не раз обещали дочкам показать величественные пирамиды. Обратившись к местному агенту одной из туристических фирм, Светлана предоставила менеджеру загранпаспорта на себя, мужа и старшую дочь. В паспорт Светланы были внесены сведения и о младшей несовершеннолетней дочери. По словам менеджера, всего этого было достаточно для заключения договора и получения путевок. Спустя некоторое время путевка и билеты на 4 человек были на руках, и семья начала готовиться к поездке.

Настроение было испорчено в Москве - в аэропорту Домодедово при прохождении пограничного контроля. Светлане сообщили, что ее младшей дочери отказано в выезде за пределы Российской Федерации. По причине, что внесенные в паспорт Захаровой сведения о ребенке не были заверены печатью ОФМС России по Камчатскому краю.

Проблему удалось решить только через три дня, когда Светлана представила пограничникам паспорт с соответствующей печатью ОФМС. Но на свой чартерный рейс по маршруту Москва - Хургада камчатские туристы, разумеется, не попали. Вдобавок и деньги за авиабилеты вернуть не удалось - тариф был невозвратный. Пришлось покупать новые билеты за свой счет (54 тысячи рублей) и вылетать в Египет с опозданием...

Суд да дело

Вернувшись на Камчатку, Светлана обратилась в туристическую компанию с претензией возместить убытки. По мнению Захаровой, именно турфирма была виновата в происшедшем, так как ее сотрудники не предоставили необходимую информацию о правилах выезда из России и въезда в Египет, продав путевки и авиабилеты без оформленных надлежащим образом документов.

Представители компании не признали вины. Не сделали они этого и в суде, указав в письменном отзыве на исковое заявление, что в турпродукт не входит визовая поддержка клиентов и что договором не предусмотрена ответственность за отказ в пересечении государственной границы в связи с ненадлежащим оформлением загранпаспорта туриста.

Мировой судья решил иначе, указав в своем решении, что туристическая компания несет ответственность за непредоставление потребителю достоверной и полной информации о таможенных, пограничных и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия). Исковые требования Светланы о взыскании с туроператора стоимости билетов и компенсации морального вреда были удовлетворены...

Страница N 35

Попытка туристической компании обжаловать вынесенное решение в апелляционном порядке не увенчалась успехом - городской суд согласился с мнением коллег. Но... Представители турфирмы обратились за справедливостью в краевой суд - с надзорной жалобой, в которой просили пересмотреть дело и отменить постановленные решения. Президиум краевого суда, рассмотрев материалы дела, с позицией представителей туристической компании... согласился.

Как указано в постановлении суда надзорной инстанции, выводы, сделанные мировым судьей и апелляционной инстанцией, основаны не неправильном толковании норм материального права.

Согласно Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, утвержденной Приказом МВД России от 26 мая 1997 года, эта процедура осуществляется органами внутренних дел. В этой же инструкции оговорено, что на странице 35 в специально отведенных графах сведения о детях, вносимых в паспорт по заявлению родителей, заполняются аналогично правилам заполнения сведений о владельце паспорта, данная запись скрепляется на специально отведенном месте печатью для заграничных документов. Действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, на организации, осуществляющие туристическую деятельность, не возложена обязанность проверять правильность заполнения представляемых туристами документов, так как эта деятельность требует специальных познаний.

Таким образом, надлежащее оформление загранпаспорта является обязанностью органов ФМС, которые и являются надлежащим ответчиком в случае, произошедшем со Светланой. Именно сотрудники миграционной службы должны были внести в паспорт Захаровой соответствующую отметку, однако по каким-то причинам этого не сделали. Результатом невнимательности стали испорченный отдых, нервотрепка с турфирмой и потерянные деньги, которые женщине еще предстоит вернуть, пройдя новый судебный процесс - уже с ответчиками из ОФМС.

...Происшедшее со Светланой Захаровой лишний раз подтверждает старую истину - доверяй, но проверяй. Не стоит забывать, что даже должностные лица, работающие в государственных структурах, - такие же живые люди, которые могут допустить ошибку в своей работе. И получая на руки документы, лучше лишний раз задать чиновнику наивный вопрос, нежели потом попасть в неприятную ситуацию.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах