"В целом всё просто: забрался на небольшую горку, разложился, прыгнул в воздушный поток, набрал высоту и пошёл на маршрут", - так говорит о своём не совсем обычном увлечении руководитель Камчатского клуба парапланеризма Александр СТЕФАНОВ.
2 000 метров над землёй
- Насколько человек должен быть подготовлен, чтобы совершить первый полёт на параплане?
- Чтобы первый раз взлететь на учебном параплане в учебных условиях, особая подготовка не нужна. Наземная работа с куполом занимает два-три часа. В простейших условиях под наблюдением инструктора можно подняться в небо, пролететь немного и сесть аккуратно. Дальше человек выбирает, надо это ему или нет.
- Как высоко вы летаете?
- На Камчатке, как правило, больше 2 000 метров набрать нельзя - у нас такие климатические условия.
- Сложно управлять парапланом?
- В принципе - нет. Сложна система безопасности: нужно знать метеорологию, аэродинамику и прочее. А в целом всё просто: забрался на небольшую горку, разложился, прыгнул в воздушный поток, набрал высоту и пошёл на маршрут.
- Ощущения при прыжке с парашютом и полёте на параплане схожи?
- Я прыгал с парашютом в то время, когда опыт парапланеризма у меня был богатый. Вывод один: если самолёт не падает, зачем из него вываливаться? Это кратковременное мгновение, при определённом напрыге ты даже не испытываешь адреналина. А параплан - это творчество в чистом виде. Многие считают, что это какой-то экстрим. Ни в коем случае. Вся система безопасности, обучение направлены на то, чтобы экстрима не было. А было только творчество, наслаждение.
- В вашем виде спорта есть возрастные ограничения?
- Ограничения есть только по состоянию здоровья. Самому пожилому из нас семьдесят четыре года. Он едва заходит на горку, зато отлично и долго летает. Минимальный возраст по требованиям спорткомитета - четырнадцать лет.
От Горелой до Чапаевки...
- Дорогое ли это увлечение - парапланеризм?
- Постоянно пытаются сравнить, что дешевле: горные лыжи, кайтинг, яхтинг, доски? У нас всё оборудование стоит около 120 тысяч рублей.
Максимальная статья расхода - это выезды на соревнования, - чтобы налетать опыт, чтобы видеть, как летают другие, подтягиваться, учиться.
- Назовите основные точки полёта на Камчатке...
- Горы Мишенная, Лысая в Елизове, Горелая на Пятой стройке.
Кстати, самый дальний полёт мы совершили с горы Горелая до Чапаевки, через два вулкана.
- Травматизм велик в вашем деле?
- Это всё от человека зависит, насколько он подготовлен. Многие люди летают 15 лет, и с ними ничего не происходит. Классический случай, при котором получают травмы, это когда человек не рассчитал сильный ветер, не учёл аэрологию района и его, что называется, сдуло... Потом его приходится снимать с дерева.
- Каковы перспективы развития парапланеризма на Камчатке?
- Сложный вопрос. У нас нет дорог, гостиниц, проблемы с автомобилями. А для выездов нужны спецмашины. Висеть часами на Мишенке - скучно. Это через два-три года надоедает вдрызг... Проводить здесь серьёзные соревнования - просто невозможно. У нас нет того, что могло бы заинтересовать пилотов из других регионов.
В России есть одно хорошее место - Курган в Алтайском крае. Оно по своим параметрам превосходит даже Альпы. Туда сейчас много иностранцев ездит. Но там тоже нет инфраструктуры. Трудности с размещением. Элементарно душ принять каждый день - и то проблема... Но и туда добраться непросто. Это дорого. Нужна спонсорская поддержка. А её нет...
ДОСЬЕ
Александр Стефанов родился в 1970 году в городе Владивостоке. Работает в автосервисе. Начал летать в 2004 году. Самый долгий полет - 4 часа, самый высокий - 2000 м.