Если я напишу, что она звезда, со мной согласится весь просвещённый полуостров. Кроме самой Екатерины ГИЛЬ.
- Мы все были звёздами, - говорит Екатерина Трифоновна о первом составе "Мэнго", - это был ансамбль солистов, между которыми не было ни зазнайства, ни зависти. Сейчас эти традиции сохранил Марк Арнольдович Нюмен, для которого "Мэнго" - семья.
...Эта хрупкая женщина и сейчас, спустя много лет, считает, что Бог дал ей многое авансом. Она постоянно была на грани выживания, а потому ошибки в записях дат рождения, своей и сына, считает оберегами.
Екатерина родилась 9 мая, а в свидетельстве записано 8-е. Сын Тарас тоже появился на свет в мае, 1-го. А записали на 2-е. "Это у вас блатные номера!" - говорили многие, смеясь. А Гили были уверены, что судьба таким образом оберегает их. От лишней шумихи и гордыни.
...В паланской землянке, где она и родилась, младший брат Гриша просил сестру, лежащую в температурном бреду: "Катька, не уходи! Я тебе хлеба дам!". Хлеб тогда был лакомством. И жизнь в маленьком детском тельце зацепилась за эти слова - Катя не ушла.
Второй раз она могла погибнуть, когда обвалилась кровля их жилища: Катя тогда уже ходила в школу. Помнит, как отец держал на себе осевшую крышу, пока дочь вытаскивали из завала. И снова она выжила.
До 14 лет у нее была справка - освобождение от физкультуры. Слабая, болезненная девочка с тонкими косточками легко гнулась во все стороны, как гуттаперчевая: у неё был слишком подвижный и мягкий позвоночник. По иронии судьбы, этот физический недостаток стал вскоре главным её достоинством. В третий раз тонкую веточку из семьи оленевода взял под опеку её будущий муж Александр Гиль.
Окно во льду
...Однажды поздней осенью 1965 года Катя с двоюродными сёстрами заглянули в светящиеся окошки клуба: прогрели дыханием три дырочки в ледяных узорах на стекле и увидели репетицию танцев. Волшебство грациозных движений так заворожило девчонок, что Катя очнулась лишь от похлопывания по плечу: "А ну-ка пойдем со мной!". Это был сам Александр Гиль, который приехал в Палану, вдохновлённый идеей создания на Камчатке самобытного северного ансамбля.
Натанцевавшись вволю первый раз, Катерина слегла от мышечной нагрузки с температурой. Мама, отругав дочку за позднее возвращение домой, никуда её в следующий раз не пустила. Обеспокоенный Гиль пришёл к родителям девочки и серьёзно поговорил с ними, объяснив, что у их ребёнка талант и, возможно, большое будущее...
Больше репетиций Катя не пропускала. Она жила танцем: несмотря на боль в мышцах, запредельные нагрузки, многочасовые тренировки, с больным сердцем... Уже много позже, на материке, когда артисты проходили медосмотр, выяснилось, что у Екатерины порок сердца и нагрузки ей противопоказаны! Но она уже не могла без танца. И без своего учителя.
Партитура света
Впервые Катя вышла к публике с... лезгинкой. С этим же танцем она выйдет к зрителям и на днях в драмтеатре, в своём юбилейном концерте - как бы подводя итог 45-летнему пребыванию на сцене...
Была весной 1966-го у неё и первая драматическая роль: в сцене из корякского балета "Мэнго", который и стал потом прототипом названия всему ансамблю. Она играла там главную героиню, красавицу Айю. В адажио Айя танцевала с призраком своего погибшего мужа.
- Мне эта роль настолько близка - я как бы проигрывала свою жизнь вживую! Как-то раз муж спросил меня: "Почему ты ни разу не станцевала адажио без слёз?". А это было предчувствием! Откуда я могла знать, что так получится и с нами?
Была и ещё одна особенность у ансамбля, кроме уникальных постановок. Всё делалось вживую - никаких фонограмм. И кроме музыкальной и хореографической партитур Александр Гиль писал каждый раз отдельную партитуру... света! Именно так. Какой прожектор когда включить, как осветить сцену и артиста.
- Это было как сотворение мира: каждый раз танцуя, я настолько вживалась в роль, что иногда трудно было сразу из неё выйти. Было бесконечно много задумок - как мы будем танцевать и жить дальше, мы все были единым организмом, это была сказка!
Выделять Катю из других солисток учитель стал, когда ей исполнилось 17. Даже придумал в очередном спектакле эпизодическую роль для себя - возлюбленного героини, которую танцевала Катя. Они были вместе на сцене лишь полторы минуты, но за это время влюблённый педагог успевал нашептать на ухо девушке столько ласковых слов, что весь остальной танец она летала по сцене с горящими глазами и пылающими щеками. Что очень нравилось учителю...
Александр и Екатерина поженились в 1974-м. А 1 мая 1975 года, когда "Мэнго" возвращался из гастролей в Польше, Гиль прямо на вокзале узнал, что стал отцом. С 2,5 года они стали возить сына с собой на гастроли. И сейчас, когда Тарасу 36 лет, он уже - ветеран ансамбля. А дочка Тамара родилась в 1978-м. Последний концерт перед родами Екатерина танцевала на седьмом месяце беременности...
...Она называла его на Вы даже тогда, когда дети стали взрослыми. И сын с дочерью гордились таким отношением родителей друг к другу. Александр же буквально заставил жену перейти на ты почти перед самой своей гибелью.
"Я - чавыча!"
Пик славы ансамбля пришёлся на 80-е годы. Артистам "Мэнго" рукоплескали Париж и Варшава, Берлин и Рим. И, конечно, Москва и Ленинград. У Александра Васильевича родилась идея: создать на базе "Мэнго" новый ансамбль "Северное сияние" из 26 национальных северных округов, по 2-3 представителя от каждой народности. Гиль уже договорился с Мурманском, где будущему ансамблю выделили 60 квартир. Вёл переговоры с бизнесменами о кругосветном путешествии артистов на океанском суперлайнере, с гастролями в каждом крупном порту. Тогда он сказал Екатерине: "Когда-нибудь мы зайдем в порт Петропавловска на огромном белом лайнере!".
Мечте не суждено было сбыться: в июле 1988-го Александра Гиля не стало.
...Она как будто нырнула в ледяную воду. Как рыба, хватала ртом опустевший воздух. Без него... Думала ли она о другом мужчине? Ни одного мгновенья!
- Он был прекрасен - и изнутри, и внешне. Такого красивого человека я не встречала больше никогда! И даже представить себе не могла, что проснусь однажды утром и увижу рядом с собой чужого...
...Она ушла с головой в работу - заслуженная артистка России стала преподавать национальный танец детям. Сначала - в окружной школе искусств в Палане. А потом её пригласили на Аляску, возрождать культуру северных народов. Екатерина восприняла это как спасение. Перед отъездом в Америку она крестилась: благословил её отец Ярослав.
Три года Екатерина Трифоновна самозабвенно отдавалась педагогике, учила детей танцевать, осваивала английский язык, много читала. Стала записывать свои впечатления, воспоминания... Но в 1996-м решила вернуться на родину - затосковала по Камчатке. За неделю до отъезда на неё обрушился шквал звонков: "Куда ты едешь, ты сошла с ума! В России - разруха!".
- Я - чавыча! Я должна вернуться в свою реку! - отвечала. И нырнула из заграничного комфорта в российскую неустроенность.
...Она ходила по грязным улицам Петропавловска, вглядывалась в сосредоточенные, невесёлые лица камчатцев и всё больше понимала, что люди так жить не должны! И продолжала записывать свои впечатления и размышления. Так родилась сначала идея, а потом и книга - "Жизнь в танце".
Эта неугомонная женщина, тоненькая, как веточка, в которой нет ни тени звёздности или зазнайства, на удивление несгибаема - несмотря на скачущее давление и ноющие боли в тонких костях...
- Я думаю, жизнь даёт мне ещё один шанс для какого-то нового витка, - говорит она задумчиво. - Накопился материал для второго издания книги, более полного. Так многое ещё предстоит!
ДОСЬЕ
Екатерина Трифоновна Уркачан (в замужестве Гиль) родилась в семье оленевода в Палане 9 мая 1951 года. С 14 лет - танцовщица и солистка академического корякского национального ансамбля "Мэнго". За 23,5 года на сцене сыграла 26 ролей, танцевала в 45 постановках, гастролировала с ансамблем по всему миру. Заслуженная артистка России, участница международных научно-практических семинаров "Духовный мир народов Камчатки" и "Дети Севера - уроки культуры". Автор книги об А. Гиле "Жизнь в танце". С 2008-го года - заведующая отделом Центра национальных культур ДК "Сероглазка". Двое детей, трое внуков.