Накануне Всемирного дня танца, который отмечается 29 апреля, корреспондент «АиФ-Камчатка» побывал в Вилючинске на репетиции юных артистов.
– Вообще хореография, так же как и спорт, движется вперёд, в сторону усложнения, большей техничности. Чтобы быть в призёрах, нужно постоянно развиваться, удивлять техникой, новыми постановками, сложными элементами. Сегодня поднять ногу на 90 градусов уже недостаточно! Работать надо над собой! — говорит Елена Соколова, создатель и бессменный руководитель детского образцового хореографического коллектива «Вдохновение» вилючинского центра развития творчества детей и юношества.
Чем удивили Москву?
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Вы показываете своё творчество только на Камчатке?
Елена Соколова: В конце марта мы участвовали в двух международных конкурсах в Москве: «Единство России» и «Богатство России». За билеты мы платили сами, в остальном помог отдел образования вилючинской администрации. И у нас за день до состязаний была всего одна репетиция на сцене концертного зала «Космос», в течение 6 минут!
Возила я детей 10-11 лет, эта возрастная группа выезжала за пределы Камчатки впервые. Сценический опыт у ребят очень скромный, выступали они лишь на нескольких концертах. В составе было 13 детей: 12 девочек и один мальчик, Миша. А кроме дипломов и кубков мы привезли ещё благодарственные письма от организаторов конкурса. Высокое московское жюри оценило не только хореографическое мастерство и постановку номеров, но и слаженность, воспитанность исполнителей, умение вести себя на сцене и за кулисами. Такая оценка дорогого стоит, ведь председателем жюри была сама Мира Кольцова, народная артистка СССР, художественный руководитель легендарного ансамбля «Берёзка».
– Какие номера вы показали в столице?
– По какой системе вас оценивали?
– Конкурс проходил по квалификации, как в фигурном катании. То есть, судьи в жюри ставили оценки, высший балл — 10. Мы зарабатывали разные баллы, были 7, 8 и даже 9. В итоге получили два диплома и два кубка: первое место на конкурсе «Единство России» и третье — на «Богатстве России».
Честно говоря, я не рассчитывала занять высокие места, тем приятнее стала победа. У наших детей не было опыта борьбы, и они восприняли поначалу выступление, как задание выйти и станцевать как учили. Зато потом, на гала-концерте, все уже осознали, перед какой аудиторией выступают, и волновались гораздо больше, чем на конкурсе.
Поездка эта была в большей степени воспитательной, а не соревновательной — мне хотелось встряхнуть детей, дать им толчок в работе над собой, стимул раскрыться и совершенствовать своё мастерство дальше.
Что потрясло?
– Какие впечатления сложились у детей от путешествия в Москву?
– Конечно, им понравилось! Всю поездку мы играли в «Доброго гнома». Перед дорогой написали свои имена на бумажках, перемешали их и вытянули по очереди. Секрет игры в том, что ты должен оказывать ненавязчивые знаки внимания тому, чьё имя вытянул. Дверь придержать, место занять, подать пальто, передать соль на столе. И лишь после поездки раскрываем секрет, кто кому помогал. Знаете, что интересно? Про двоих детей — Мишу и Ульяну — трое ребят думали, что именно они были их добрыми гномами. А были и такие, кто вообще не заметил никакого внимания. Что это значит? Некоторые просто не приучены заботиться о других, и им трудно быть добрым для кого-то. А мы такими играми заставляем детей быть внимательными друг к другу.
Кроме выступлений была у нас и культурная программа: побывали на Красной площади, в московском планетарии, в развлекательном комплексе на ВДНХ. Сходили в Московский театр оперетты на мюзикл «Золушка», в детский музыкальный театр на балет «Принцесса на горошине».
Потом обсуждали всё это между собой, особенно театральные постановки. Ребят поразила акустика в залах — несмотря на отсутствие микрофонов, каждое слово актёров было прекрасно слышно. А Мишу потрясла техника исполнения танцев: «У них такие прыжки, такая растяжка!».
Кто кому должен?
– У вас на занятиях правила поведения строгие?
– Да, дисциплина жёсткая, без этого нельзя. Форма, причёска, движения — всё должно соответствовать, как говорят у военных, поставленной задаче. Если замечаю ошибку у одного — проконтролировать это же движение у себя должны все. Самоконтроль и самоанализ — основа всего, нельзя привыкать к ошибке!
Первые три года вообще учимся молчать на занятиях и слушать педагога. Как-то пригласили меня на постановку школьного вальса для выпускников. А те слушать не хотят. Значит, говорю, вам не надо и эти танцы не для вас — повернулась и ушла. Зато потом, стоило мне сказать: «Внимание!», как все глаза и уши — на меня.
Сейчас такая тенденция пошла — дети избегают напрягаться. У каждого второго — репетитор, который готовит его к ЕГЭ по специальной программе. Всё готовое, почти никаких усилий! И в хореографии сталкиваюсь с тем же. Уже редко встречается, что когда даёшь задание, то ребёнок старается справиться, приложить усилие, чтобы его выполнить. А ведь навыки танца, техника формируются годами, с одного раза не затанцуешь! Это не кружок рукоделия, где недоделанную работу можно взять домой. У нас коллективное дело, все влияют на всех: один не доделал — тянет назад весь коллектив.
Сейчас модно у молодёжи говорить: «Я свободен и никому ничего не должен!» Объясняю, что это не так. Человек сам перед собой обязан! Тем более, перед обществом, близкими, друзьями. Свобода — это, прежде всего, ответственность. Тем более сейчас, в век атомных технологий, когда мир можно взорвать одним неверным решением или безответственным поступком.
Мы говорим об этом с детьми. Дисциплина — это правила, такие же, как ПДД. Ну, не будешь ты их соблюдать. Давайте посмотрим, сколько на обочинах дорог цветов — для тех, кто ездил не по правилам… Порядок, красота, вежливость, комфорт — так должно быть. Поэтому мы привыкаем, втискиваемся в рамки и… всё получается!
Мнение родителей
Ольга Мирошниченко, мама 11-летней Лилианы:
– Ходим мы в ансамбль с 4 лет. Для Лилианы «Вдохновение» — вторая семья. Дочь летала на конкурс в Москву в первый раз, и я доверила Елене Викторовне своего ребёнка с лёгким сердцем, как самой себе, потому что это Педагог с большой буквы: и вторая мама, и наставник. Она прививает детям дисциплину, способность работы в команде, ответственность за того, кто рядом с тобой. И хороший вкус к музыке и танцу. Дочка у меня тихая, скромная. А после поездки она поверила в себя и выросла в творческом плане на несколько ступенек. Я вижу, как загорелся мой ребёнок — бежит на репетицию в любом настроении, просто летит! От имени всех родителей — огромное спасибо педагогу за наших детей!